Развитие навыков самообслуживания у людей с ментальными особенностями - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Развитие навыков самообслуживания у людей с ментальными особенностями

Галкина В.Э. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с различными заболеваниями, среди них около 900 000 из 26 миллионов несовершенонолетнихроссиян страдают психическими растройствами. Из них около 20 тысяч человек - в возрасте 15-17 лет. Обобщая взгляды исследователей на понятие «ментальные нарушения», можно заключить, что они отражают наличие у человека интеллектуальных нарушений (или нарушений психического здоровья), в силу которых ему приходится сталкиваться с различного рода барьерами (личностными, коммуникативными, законодательными, бытовыми), препятствующие полному и эффективному участию личности в жизни общества наравне с другими,обусловливая необходимость применять конструктивные меры защиты и дополнительные меры для преодоления таких барьеров. В тоже время развитие навыков самообслуживания играет большую роль в жизни каждого человека, а особенно это важно для детей и взрослых с ментальными особенностями здоровья, ведь именно они чаще всего нуждаются в помощи социально-бытового характера. Причиной отсутствия и не сформированности навыков самообслуживания у таких людей, как правило, является гипер-опека родителей или близких людей. Многие родители не дают возможности самостоятельно выполнять базовые бытовые действия, что и ведёт к отсутствию сформированности навыков самообслуживания. Чаще такое происходит в семьях, где есть люди имеющие такие диагнозы, как детский церебральный паралич (ДЦП), нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта, синдром Дауна, выраженные расстройства аутического спектра. Формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию. При развитии навыков самообслуживания у людей с ментальными особенностями здоровья стоит опираться на индивидуальные особенности, на болезни каждого человека, ведь при различных нарушениях здоровья, подход к процессу обучения культурно-гигиенических навыках будет различаться. Процесс развития навыков должен быть направлен на создание реальных возможностей самообслуживания. Так же стоит отметить, что развитие навыков самообслуживания является одним из значимых условий успешной социальной адаптации, так как после овладевания навыков самообслуживания человек может стать более уверенным в себе и в своих возможностях.

Формирование навыков самообслуживания остается актуальной задачей, так как качество и осознанность действий у обучающихся происходит по-разному. Формированием навыков самообслуживания интересовались многие. Н. В. Новотворцева понимает навыки самообслуживания – как взаимодействие личности с окружающим миром [1]. Развитие навыков самообслуживания расширяет кругозор человека, обогащает жизненный опыт.

Навыки самообслуживания: умение одеваться, правильно вести себя за столом, соблюдать личную гигиену, будучи освоенными, вписываются в повседневную жизнь. Это умения, которыми ребенок (или вы за него) должен воспользоваться, чтобы нормально провести день.

По мнению Т. А. Власовой навыки самообслуживания это первоначальная ступень трудового воспитания [3]. Обучающегося нужно научить выполнять последовательные действия и закрепить у него привычку к их выполнению.

Л. В. Мардаков определил навыки самообслуживания, как систему знаний умений, навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личное вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам [4].

О. П. Гаврилушкина считает, что овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости [5].

Р. С. Буре и Г. Н. Година отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации [6]. Необходимо научить обучающегося соблюдать при выполнении навыков самообслуживания определённую последовательность действия по подражанию и словесной инструкции.

Навыки самообслуживания – это работа, направленная на умение поддерживать гигиену тела, умение своевременно ухаживать за своей одеждой и обувью, правильное использование столовых приборов, соблюдение норм поведения за столом [2].

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

-организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки (закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);

-разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

- организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований [7].

Важно сформировать навыки самообслуживания в детстве, чтобы в дальнейшем было проще.

Существуют различные методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков, такие как: личный пример, показ, объяснение, упражнения, поощрения, похвала, игровые приёмы, художественное слово, повторение действий.

Следует отметить, что сроки формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья задерживаются в силу объективных причин. При формировании надо учитывать два фактора - возраст и особенности таких детей.

Кроме того, большое значение имеет поэтапность таких навыков, предусматривающая, сначала овладение простейшими навыками, а затем более сложными действиями.

Важно понить, выполнение правил личной гигиены должно стать для ребёнка естественным процессом, а гигиенические навыки должны постоянно совершенствоваться. Эти правила и навыки легче всего запоминаются в игровых ситуациях, доброжелательной обстановке. Для приобретения и усвоения культурно-гигиенических навыков используются упражнения для развития мелкой моторики, дидактические игры, художественное слово.

В процессе приобретения тех или иных навыков, каждодневно и постепенно мы переходим от прямых указаний к напоминаниям, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам.

За каждое очередное достижение обязательно следует похвала, а в случае неудачи-оказывается помощь, утешение и обещание, что в следующий раз обязательно всё получится.

При формировании необходимых в быту навыков и умений у детей раннего возраста с ОВЗ, мы ставим перед собой одну из важных задач, научить ребенка самостоятеьно выполнять действия (принимать пищу; умываться, пользоваться мылом, полотенцем, расчёской, ухаживать за зубами; пользоваться горшком ( туалетом); одеваться и раздеваться; приводить себя в порядок; поддерживать порядок в окружающем пространстве; быть вежливым и обладать навыками культурного поведения).

Организация навыков самообслуживания - одно из основных направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, формирование социально-бытовых навыков очень важно и нужно, особенно формирование навыков еды.

Рассмотрим процесс формирования основных навыков самообслуживания у детей с ОВЗ.

Выполнение действий при формирования навыков еды:

- стараемся научить ребёнка словами или жестом выражать свою просьбу;

- за столом вести себя тихо и аккуратно;

- не выходить из за стола, не окончив еду;

- вытирать рот салфеткой, выходя из за стола задвигать стульчик и благодарить словом или кивком;

- перед едой мыть руки и вытирать полотенцем.

Выполнение действий при формирование навыков умывания:

- закатать рукава;

- открыть кран и проверить температуру воды;

- смочить руки;

- намылить руки до появления пены;

- смыть мыло;

- закрыть кран;

- сложить руки замочком и отжать лишнюю воду над раковиной;

- насухо вытереть полотенцем;

- расправить рукава;

- аккуратна сложить полотенце на своё место;

- пользоваться только своей расчёской;

Для ребенка или уже взрослого человека с ментальными особенностями лучше использовать дидактические игры для воспитания культурно-гигиенических навыков и самообслуживания. Например, как игры представленные ниже, которые направлены на приобщение к умыванию [8].

1. «Водичка водичка».

Цель игры: вызвать у детей положительный настрой, желание умываться самостоятельно. Малыши должны уметь узнавать (на картинках и в жизни) и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для него.

2. «Научим Неумейку мыть руки».

Цель игры: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Научить правильно называть предметы туалета. Обогащать словарный запас, активизировать в речи слова, обозначающие действия.

3. «Мыльные перчатки».

Цель игры: научить ребёнка тщательно мыть руки, правильно намыливая их и затем смывая грязь. Малыш должен ощущать радость от чистоты своего тела.

Таким образом, при создании необходимых условий и заинтересованности, повседневность труда по самообслуживанию создает благоприятные условия для того, чтобы человек с ментальными особенностями активно усваивал необходимые для обслуживания себя своими собственными силами без помощи взрослого навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Освоение процессов самообслуживания дает людям с ментальными особенностями здоровья возможность почувствовать себя самостоятельным и умелым, а значит и социолизированными в обществе.

Список использованных источников

Буре, Р.С. Воспитатель и дети : Учеб. пособие для воспитателей дошк. учреждений, студентов пед. колледжей и вузов, родителей дошкольников / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - [3. изд., перераб. и доп.]. - Москва : ЮВЕНТА, 2001. - 143 с.

Власова, Т. А. Дефектологический словарь /Т. А. Власова, Ю. А. Кулагин, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау. - М. : Педагогика, 1960. - 206 с.

Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя /О. П. Гаврилушкина. - М. : Просвещение, 1985. - 72 с.

Мардаков, Л. B. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Л. В. Мардаков ; под ред. в. И. Селиверстова. - М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей /Н. В. Новотворцева. - Ярославль, 1996. - 240 с.

Эдаева А. Ж. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста, или как привить малышу культурно-гигиенические навыки. Плюс до и после. №6. 2013. - 18 с.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ментальными нарушениями в условиях реабилитационного центра: методическое пособие / Л. Н. Смирнова ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» - Курган, 2020. - 4 с.

Инфоурок. - URL: https://infourok.ru/razvitie-navykov-samoobsluzhivaniya-u-uchashihsya-korrekcionnoj-shkoly-viii-vida-v-usloviyah-gruppy-prodlyonnogo-dnya-5726145.html (дата обращения 10.02.2023). - Текст: электронный

Образовательная социальная сеть. - URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/06/02/kulturno-gigienichekike-navyki-u-detey-s-ovz (дата обращения 10.11.2022). - Текст электронный

Валерия, смотри пособие - как оформлять эл. ресурсы.....

Просмотров работы: 283