МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД

Васильева У.А. 1, Щербакова Д.И. 1, Кулёв А.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Студенческие и школьные олимпиады бывают разных уровней: региональные, всероссийские, международные. Участие в них помогает проверить свои знания и получить льготы при дальнейшем обучении. С развитием информационных технологий, а также с их массовым внедрением в образование во время пандемии коронавируса интерес к олимпиадам заметно вырос, так как теперь они стали более доступны. Исследование, проведенное специалистами аналитического центра НАФИ и Международной ИТ-олимпиады «Траектория Будущего» показало рост числа участников олимпиад за последние 20 лет на 150%.

Олимпиады – классическая форма работы со студентами и школьниками, помогающая решить целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию.

Каждый студент, принимая участие в олимпиадах, преследует какие-то свои цели. Для кого-то это углубление своих знаний по отдельным предметам, для кого-то возможность проявить себя в целом как способного студента, для кого-то – повышение своего авторитета в коллективе.

Участие в олимпиадах разных уровней позволяет выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, ведь олимпиадные задания содержат не только наскучившие всем тесты, где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки, имеющиеся знания и смекалку.

Полученный каждым участником олимпиады опыт, безусловно, станет полезным дополнением к основной изучаемой программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся и повышению у них уровня учебной мотивации.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» целью проведения предметных олимпиад является выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, пропаганда научных знаний, творческих и спортивных достижений.

В последние годы существенно увеличилось число проводимых дистанционно предметных олимпиад. Возможности коммуникационных технологий, развитие современных мультимедийных средств обучения, расширение информационной базы за счет Интернет-ресурсов позволяют поднять уровень проведения дистанционных предметных олимпиад на новую ступень. Преимуществом дистанционных форм организации олимпиадных мероприятий является широкий территориальный охват участников и отсутствие каких-либо ограничений в количестве команд; возможность участия в олимпиадах без отрыва от учебного процесса и выполнять задания в удобное для обучающегося время. Электронная почта и Интернет позволяют учащимся разных школ, городов, областей, стран, находящимся порой на огромном расстоянии друг от друга, в режиме реального времени обмениваться информацией, обсуждать возникающие проблемы, а также соревноваться в эффективности их решения. Кроме того, с помощью подобных олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со сверстниками. Даже если участник олимпиады сразу не покажет хороших результатов, впоследствии он будет более осознанно и ответственно подходить к изучению предмета. Абсолютно всем требуется дополнительный стимул, импульс к более разумному и ответственному отношению к учебе. Проведение олимпиад и конкурсов обеспечивает развитие и укрепление интеллектуального потенциала обучающихся, стимулирует активность, инициативность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой.

Многие студенты стараются проявить себя в разных областях знаний, не ограничивают себя одним предметом, что приводит к расширению их кругозора. Образовательные олимпиады объединяют студентов и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно-ориентированного обучения, проектной деятельности.

Вот как описывает свои впечатления от Всероссийской дистанционной студенческой олимпиады “Психология: от теории к практике” участник данного мероприятия, студент второго курса Шуйского филиала Ивановского государственного университета Кулёв Андрей: «Когда я учился в средних и старших классах гимназии, мне много раз доводилось участвовать в школьных олимпиадах по различным предметам на разных уровнях (школьный уровень, муниципальный и т.п.). Однако в тех олимпиадах требовалось лишь углублённое знание предмета, по которому и проводилась олимпиада. Прохождение Всероссийской дистанционной студенческой олимпиады “Психология: от теории к практике” требовало от участников совсем иных качеств. На мой взгляд, она была направлена не столько на проверку знания материальной базы психологии, сколько на умение применять на практике эти знания. Например, одним из заданий была видеосъёмка 10-минутного видеоролика о способах выхода из ситуации, когда ребёнок в школе во время учебного процесса переутомляется и сильно теряет внимание. К этим способам относятся психогимнастика, физическая разрядка, которые с успехом можно использовать на физкультминутках. Об этом и был наш ролик. То есть, в олимпиаде к выполнению были предложены задачи, которые могут возникнуть в реальной жизни, и которые педагог должен уметь решать».

Таким образом, участие в олимпиадах пробуждает в обучающемся живой интерес к изучаемому предмету посредством вовлечения этого ученика в исследовательское задание. В процессе прохождения олимпиады ученик может существенно расширить свой кругозор, свои знания и круг общения. Кроме того, это удачный способ для педагога сработаться со своим учеником. Удобный формат проведения олимпиад предоставляет возможность практически каждому ученику проверить свои знания, а за качественно проделанную работу он может получить хорошие бонусы для дальнейшего обучения.

Просмотров работы: 15