Введение. Каждый родитель хочет для своего ребёнка только лучшего, да и сделать своего ребёнка лучшим в какой-либо области тоже мечтают все. Но сделать ребенка гением, известным деятелем или великим спортсменом могут не только гены и природа, которые также имеют большое значение, но и родители и их вклад в развитие детей, особенно на первых годах жизни. Как же помочь грудному ребенку быть не только успешным в будущем, но и здоровым? Ведь все прекрасно знают, что здоровье – залог успеха!
Цельисследования:изучить особенности грудничкового плавания, его влияние на развитие ребёнка.
Методы исследования: проведен обзор литературы по теме исследования.
Результаты исследования. «Плавать раньше, чем ходить»: этот вполне привычный ныне девиз не так давно считался невероятным, но всё изменилось. Первые попытки обучать грудных детей плаванию были сделаны в 50-е годы. Одними из первых, кто начал обучать плаванию трехнедельную дочь, были австралийские тренеры Клер и Тим Тимерманс [3]. Второго ребенка они стали учить еще раньше, в конце первой недели после рождения. К шести месяцам их дети самостоятельно держались на воде 15–20 минут, свободно плавали [1]. История раннего плавания в России начинается во времена Советского Союза, когда в 1978 году по указу Минздрава РСФСР в крупных городах при детских поликлиниках стали открывать бассейны для занятий с грудничками. Занятия тогда вели по инструкциям В. А. Гутермана, разработанным на основе его опыта закаливания детей плаванием в обычных поликлиниках столицы. В итоге в 1980 году работало уже 137 школ грудничкового плавания.
Суть грудничкового плавания состоит в следующем: посетить курсы грудничкового плавания можно в специальных детских бассейнах. Индивидуально с малышом занимаются до 6-ти месяцев, затем малыша переводят в общую группу, где он занимается с мамой и другими сверстниками. Температура воды в бассейне составляет 32-33 градусов, она меньше показанной температуры для купания, но наиболее подходящая для плавания и комфорта мышц малыша [2].
Интересный факт: не стоит бояться, что малыш наглотается воды, он умеет задерживать дыхание под водой автоматически. Начинать занятия нужно через месяц-полтора после рождения. Раньше неокрепшего малыша отправлять в бассейн не нужно. Ребенку нужен первый месяц, чтобы адаптироваться к измененной среде, ведь наш мир совсем не похож на тот, где малыш обитал 9 месяцев. Ребенок должен уметь держать голову.
Без сомнения, ранее плавание полезно для ребенка. Он попадает в естественную среду, в которой был 9 месяцев, которая помогает укреплять мышцы и формировать правильное дыхание [3]. Регулярные занятия в бассейне приносят много пользы:
мышцы малыша расслабляются, уходит гипертонус;
мышцы и кости развиваются, происходит их быстрое укрепление;
ребенок успокаивается, уходит стресс и беспокойство, ускоряется развитие нервной системы;
улучшается сон и аппетит малыша;
организм малыша закаливается естественным путем; через закаливание происходит формирование и укрепление иммунной системы;
профилактика простудных и вирусных заболеваний;
малыш быстрее начинает садиться, ползать ходить, говорить;
улучшение кровообращения, насыщения тканей кислородом;
формирование правильного дыхания, улучшение работы легких;
нормализация работы сердца и сосудов;
профилактика судорог, непроизвольных сокращений мышц.
Установлено, что дети рождаются с плавательными рефлексами, которые без закрепления угасают в возрасте 3 - 3,5 месяцев. Попадая в водную среду, младенец инстинктивно затаивает дыхание, а по достижению разгибательной позы в 2-4 месяца - плывёт без обучения. Грудной ребёнок уже с первого погружения освобождается от сковывающей его гравитации и начинает активнее развиваться. [4]. У детей, занимающиеся плаванием на первом году жизни, улучшаются такие показатели, как рост, вес, жизненная емкость легких. Они отличаются более высоким уровнем физического и психического развития. Плавающие младенцы начинают раньше своих сверстников сидеть, стоять, ползать и ходить за счет улучшения силовых характеристик скелетных мышц, тем самым опережая своих сверстников в моторном развитии [5].
Но у такого полезного занятия, как плавание, есть свои недостатки. Каждый родитель, прежде чем отправить грудничка на плавание, должен узнать о «подводных камнях», на которые он может наткнуться в процессе тренировок [1]. Опасность несут не сами тренировки в воде, а условия их проведения:
в бассейнах часто используют очистку воды хлором. Младенец может наглотаться хлорированной воды, что приведет к аллергии, а также раздражению кожи. Вода в бассейне должна очищаться гипоаллергенными мягкими средствами;
вода в ванночке не должна быть ниже 32 градусов. При меньшей температуре воды ребенок рискует переохладиться;
посещение бассейна – это риск подхватить инфекцию. Если за бассейном плохо следят, не проверяют других посетителей, не требуют справки от педиатра и дерматолога, можно заразиться серьезным вирусными или кожным заболеванием.
Заключение.Начиная с первых дней жизни ребенка необходимо создавать условия для правильного формирования у него произвольных движений [3]. Дети, чьи родители применяют методику раннего обучения плаванию, растут здоровыми, закаленными, психически уравновешенными. Маленькие пловцы реже болеют, хорошо обучаются, обладают хорошей памятью (в том числе и двигательной), отличаются редкой уравновешенностью и умением выбирать верные решения в сложных ситуациях. В этом возрасте происходит закладка дельнейшей жизни ребенка, возможно именно в этот период родители, благодаря таким занятиям как плавание, создают сферу будущей деятельности их ребенка. «Таланты не рождаются, а воспитываются!» это необходимо принять за аксиому[3].
Списоклитературы.
Булах И. М. Плавание: от рождения до школы. — Мн.: Полымя, 1991- 106 с.
Масару Ибука/После трех уже поздно; [пер. с англ. — Н. Пе-ровой]. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011.— 224 с.
Нуриманова, Ю. И. Плавание детей в возрасте до года (грудничковое плавание) / Ю. И. Нуриманова // Молодой ученый. – 2018. – № 12(198). – С. 184-186. – EDN YUCOEE (дата обращения: 23.11.2022).
Плавание как средство физического развития детей грудного, ясельного и дошкольного возраста и профилактика заболеваний / В. П. Сорокин, Н. С. Федюк, Д. Е. Иващенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 6(184). – С. 346-350. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p346-350. – EDN PDTYTX.
Сапожникова, О. В. Грудничковое плавание: роль в формировании здоровья ребенка / О. В. Сапожникова // Академия медицины и спорта. – 2021. – Т. 2, № 2. – С. 15-20. – DOI 10.15829/2712-7567-2021-26. – EDN RDYEJV.