Формирование имиджа специалиста по социальной работе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Формирование имиджа специалиста по социальной работе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В представленной статье рассматриваются профессиональные навыки и умения, а также личностные качества, которые составляют образ социального работника и являются необходимыми для его успешной деятельности.

Введение

 Актуальность проблемы обусловлена сравнительно недавно оформившейся новой профессией – «социальная работа». На рынке труда в России эта профессия появилась чуть более 20 лет назад, что, несомненно, говорит о начале ее становления. Но это не означает, что её важность и значимость ниже, чем у других профессий. Наоборот, в специалисте по социальной работе каким-либо образом нуждается практически каждый человек, ведь в поле его деятельности люди, попавшие или рискующие попасть в трудную жизненную ситуацию, с которой не могут справиться самостоятельно. Сегодня в эпоху экономической нестабильности большая часть населения страны нуждается в помощи и поддержке социальных служб, а, следовательно, и помощи специалистов по социальной работе. Таким образом, мы можем наблюдать следующее противоречие: с одной стороны, население осознает важность и необходимость такой специальности, а с другой, в их сознании сложился стереотип о непрестижности профессии, потому что, несмотря на свою значимость и ценность профессии, специалистов по социальной работе в большинстве своем принимают за людей, которые оказывают бытовую помощь на дому нуждающимся людям. Посредством этого стереотипа многие люди, услышав словосочетание «социальная работа» сразу ассоциируют представителя данной области с человеком без специального высшего образования, совершающего покупки и оплачивающего счета своих клиентов. А значит, человек с другой трудной для него ситуацией не пойдет искать поддержки у такого специалиста. В нашей стране престижными считаются профессии, которые связаны с властью, высокой заработной платой и влиянием. Не имея всего этого, профессия специалиста по социальной работе в этот список не входит, несмотря на то, что это, пожалуй, одна из самых значимых и благородных профессий. В этом так же заключается противоречие: профессия необходима не только населению, но и государству, специалисты по социальной работе посвящают себя служению людям, но в то же время профессия не имеет престижа у населения, а также среди молодежи при выборе профессионального будущего. Проблема непопулярности и недоверия к профессии кроется в малой информированности и невысокого престижа этой профессии в общественном сознании. Престиж профессии отражает авторитет, влиятельность и уважение, которыми наделяются те или иные виды деятельности, и является феноменом общественного сознания. Имиджем профессии в свою очередь называют «совокупное общественное восприятие данной профессии многими людьми»., это впечатление о профессии, формируемое путем собственного опыта, на основе мнений и слухов, циркулирующих в обществе, сообщений средств массовой информации». (5) (С. 52-55.)

Любой человек своей внешностью передает окружающим колоссальный объем информации о себе, своих личностных и профессиональных стремлениях, планах, предпочтениях и даже внутреннем состоянии души. Как известно, первое впечатление невозможно произвести дважды, а правильный образ, созданный грамотным и профессиональным имиджмейкером, будет способствовать успеху в карьере, социальных отношениях, становлению и гармонизации личности.

Для современных людей, проживающих в России имидж – это образ, создаваемый субъектом с целью вызвать нужное ему впечатление, мнение, отношение у других. Наверное, в таком ракурсе понимается имидж в рамках практической науки создания и восприятия некоего желаемого образа – имидже логии, где заостряется внимание преимущественно на технологиях создания имиджа (1, c. 3).

Основная часть.

Имидж в буквальном переводе означает образ. Образ-это результат психического отображения того или иного объекта, процессе которого возможны преобразование исходной информации., процесс его создания может быть активным и целенаправленным, включая в себя процедуры анализа и синтеза. Все эти характеристики могут быть вполне приемлемы к имиджу. (6.с-8)

Специалист по социальной работе в своей деятельности стремится добиться цели в регуляции социальных отношений, приведения их в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества, повышения их разумности, гуманности, укрепления связей между отдельными личностями, группами и государствами в целом, оказания посильной (материальной, юридической, психологической и т. д.) помощи. Для результативного достижения этих целей необходимо формирование доверительных отношений между специалистом и обратившимся в социальную службу клиентом посредством аттракции, то есть взаимного притяжения, интереса, расположения людей друг к другу, обеспечиваемой положительным имиджем специалиста по социальной работе.

Большинство специалистов по имиджу включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, Полли Берд пишет, что имидж – это «полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она содержит то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете». Лишь отдельные специалисты, как правило, те, которые в своей практической деятельности специализируются именно в совершенствовании внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.) (2, с. 14).

Понятие имиджа почти близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специ­ально созданные. Кроме того, оно говорит, как о внешнем облике, так и внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Обретение профессионального имиджа – не самоцель для делового человека, лидера. Тем не менее обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную ха­рактеристику. Важнейшей составляющей частью является нравственность, помогающая осознать необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом. Без­нравственный человек всегда в плену у собственных страстей и стра­стишек и идеал его – вседозволенность (2, c. 79).

Нашему обществу нужен нравственно надежный специалист, способный на самосовершенствование и прежде всего – духовное. Его внимание должно занимать все богатство челове­ческой культуры, он должен иметь широкие гуманитарные знания.

Исследование проблемы имиджа социального работника приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех сферах жизни нашего общества. Понятие имиджа является важным для многих сфер практики: социальных институтов, рекламы, маркетинга, массовых коммуникационных процессов, менеджмента, в том числе социальной работы.

В сознании населения сегодня сложилось столкновение между идеальным и реальным имиджем специалиста социальной работы, которое оказывает негативное воздействие на реальных и потенциальных клиентов социальной работы, препятствуя их обращению за помощью к профессионалам в учреждения системы социальной защиты населения. Уровень оценок различных индикаторов, характеризующих эти виды имиджа, неодинаковы: население выше оценивает те его компоненты, которые связаны с личными качествами специалистов и проявляют явную не информированность при оценке полномочий и компетенций специалистов.

Имидж в переводе с английского языка означает «образ, картинка». Образ – внешний вид, облик, наружность. На французском языке имидж трактуется значительно шире, чем английском: как изображение, картинка, образ, представление; символ, прообраз, по образу, наподобие; репутация, престиж, «лицо»; представление о ком-либо, быть на хорошем счету, пользоваться хорошей репутацией.

Социальная работа – относительно новая для России отрасль научного знания и одновременно профессиональная деятельность. В современных условиях особую важность для продуктивной деятельности социального работника имеет профессиональная компетентность специалиста, содержащая в себе социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики личности.

С целью рассмотрения воздействия имиджа на профессиональную деятельность специалистов социальной сферы было проведено исследование. В исследовании приняли участие 25 человек в возрасте от 20 до 50 года, анкетируемые сотрудники являлись специалистами по социальной работе.

Существенным моментом является то, что работники плохо осведомлены в вопросе о составляющих имиджа, так 39,02% считают, что в имидже важнейшая составляющая внешность, 20,28% – язык, речь и только 8,47% к составляющим имиджа относят невербальное общение, 8,7% – межличностные отношения, 10,62% – самооценку. 51,78% опрошенных специалистов отметили, что имидж формируется на протяжении всей жизни и это, безусловно, правильно. 33,34% опрошенных думают, что имидж приобретается по собственной инициативе, 5,82% – с рождения и с приходом на работу, 1,74% – с поступлением в учреждение образования, 1,8% – затруднились ответить.

Любопытен тот факт, что опрошенные специалисты утверждают, что имидж в их работе не главное – 7,9%, а 19,2% отметили, что, благодаря ему окружающие считают их квалифицированными работниками, 59% он помогает в работе с клиентами и коллегами. Никто не считает, что имидж влияет отрицательно и мешает в работе с клиентами. Это говорит о том, что, несмотря на ответы многих специалистов, настоящий профессионал нуждается в хорошем имидже.

Многие специалисты, отвечая на вопрос о том, на что в первую очередь обращает внимание клиент, когда приходит на приём к специалисту, отметили, что на профессиональную грамотность – 36% и на манеры поведения 34,88%, а это ведь и есть составляющие имиджа. 14% отметили, что клиент в первую очередь обращает внимание на внешний вид, 11% на интерьер кабинета и 5% на личные качества.

Устойчивый имидж социального работника в результате новизны этой профессии в нашей стране еще не успел сформироваться. Вместе с тем трудно переоценить значение этого фактора в профессиональном общении, где резко возрастает роль само презентации. Позитивный имидж как особенный личностный инструментарий помогает в установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая сильным психотерапевтическим эффектом, имидж даёт своим обладателям профессиональную уверенность и коммуникабельность, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека. В связи с этим важной становится проблема его целенаправленного формирования в этих условиях подготовки будущих специалистов (3, c. 46).

В теории Public Relations имидж считается как образ субъекта или объекта в представлении групп. В современных условиях акцент все более переносится с самого образа на его создание (имиджирование). https://pandia.ru

Вывод.

Манера поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее влияние на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. Социальная работа как профессия требует хорошей подготовки и постоянного развития, и роста специалистов в этой области, формирования их имиджа. Понятие «имиджа» включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, оно связано как с внешностью, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом. Понятие имиджа многослойно и складывается из разных слагаемых. Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Второе – профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Имидж социального работника рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

Профессиональный имидж социального работника входит в состав качеств, повышающих эффективность его деятельности. Проблема исследования – поиск, выявление и обоснование содержания и путей формирования профессионального имиджа будущего социального работника как фактора эффективной профессиональной деятельности.

В целом, можно сказать, что специалист по социальной работе должен повышать, развивать в себе все составляющие характеристики имиджа для того, чтобы его работа была продуктивной. Умение подать себя играет важную роль в продвижении по карьерной ступеньке. Поэтому, чтобы добиться чего-то как в работе, так и вообще в жизни нужно постоянно улучшать и видоизменять свой имидж.

Желание овладеть престижной профессией широко распространено среди современной молодежи. Престижная профессия это своеобразный признак успешности и состоятельности. Получение профессии социального работника в нашей стране, к сожалению, не сулит «золотых гор» и не дает призрачных надежд на финансовое благополучие в будущем. На протяжении многих лет происходит тенденция формирования имиджа профессий, исходя из приоритета материальной выгоды и прибыльности, тогда как с такими профессиями, как социальная работа, появляется целый ряд проблем, наталкивающихся на комплекс социальных противоречий.

Список цитированных источников:

Браун, Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 288 с.

Вечер, Л.С. Ваш имидж / Л.С. Вечер. – Мн.: Полымя, 2002. – 288 с.

Кошлякова, М.О. Подходы к обучению формирования вербального имиджа // Среднее профессиональное образование. – 2007. – №1, – С.43-44.

Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие для вузов / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 236с

Ежова Т. Н. Формирование имиджа профессий сферы сервиса / Т.Н. Ежова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2015. – № 1. – С. 52-55.

Технология формирования имиджа, PR и рекламы в социальной работе : учебник и практикум для вузов / М. В. Воронцова [и др.] ; под редакцией М. В. Воронцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 251 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15152-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519367 (дата обращения: 27.02.2023).

Просмотров работы: 199