КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (ТЕМПЕРАМЕНТ) - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (ТЕМПЕРАМЕНТ)

Трухачева Е.С. 1, Кузнецова Т.Я. 1
1Северный государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью работы является исследование условий происхождения термина «темперамент», формирования типов темперамента.

Антропоцентризм, выдвигая человека на центральное место в изучении языка, обусловил интерес к его познавательному и деятельностному отношению к действительности. Все языковые явления рассматриваются с позиции их обусловленности когнитивными процессами. Ментальная деятельность, концептуальные процессы и механизмы отражаются в языке, а через него в речи [1, с.5]. В связи с этим центральное место получают понятия категоризация и концептуализация. Понятие «категория» неоднократно становилось предметом изучения, и в разных лингвистических школах и направлениях получало разное осмысление. В когнитивно-дискуссивной научной парадигме категории стали рассматриваться как определённые структуры знаний, которым принадлежит важная роль «как в организации сведений об окружающем мире, так и в использовании и интерпретации человеком» [2, с.224]. Под концептуализацией мы, вслед за Н.Н. Болдыревым, понимаем «осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит к образованию определенных представлений о мире в виде концептов (т.е. фиксированных в сознании человека единиц знания) [3, с.37, 38]. Концепт рассматривается как «оперативная содержательная единица мышления» [4, с.90].

В новой парадигме знаний термин рассматривается не как застывшее образование, выражающее специальное понятие, отраженное в словарях, а как явление, «которое рождается, формируется, мутируется, углубляется в процессе познания (когниции) перехода от концепта-мыслительной категории – к вербализованному концепту, связанному с той или иной теорией, концепцией, осмысляющей ту или иную область знания и (или) деятельности» [5, с.2]. Термин «темперамент» определяется как «совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности» [6, с.1308].

Известны четыре условных типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

В нашей статье рассматривается термин «темперамент», формируемый на основе чувственного опыта, как результат зрительного и тактильного восприятия мира на основе предметно-практической деятельности. Темперамент понимается нами как результат категоризации. Категоризация оказывается более значимым маркированным членом в оппозиции категоризации и концептуализации, поскольку всякая категоризация предполагает наличие концептов, как единиц концептуализации [7, с.296].

Мы рассматриваем три этапа формирования концепта.

Первый этап формирования концепта – это, по Гиппократу, источник концептуализации, «соки жизни», смесь четырёх жидкостей, присущих всем организмам: жёлтой желчи (тёплое + сухое), слизи (влажное + холодное), крови (тёплое + влажное) и чёрной желчи (холодное + сухое). Эти «соки» смешаны в пропорциях, присущих только данному человеку и определяют категорию темперамента.

Теория Гиппокарата о пропорциях элементов представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Элементы

Качества

Гуморы

Темпераменты

Огонь

Тепло и сухость

Жёлтая желчь

Холерик

Воздух

Тепло и влага

Кровь

Сангвиник

Вода

Холод и сухость

Чёрная желчь

Меланхолик

Земля

Холод и влага

Флегма

Флегматик

Ибн-Сина писал (канон врачебной науки): «Теплота и холод являются наряду с другими причинами причиной зарождения соков. Но уравновешенная теплота рождает кровь, избыточная рождает жёлтую желчь, а весьма избыточная рождает путём сильного сжигания черную желчь. Холод рождает слизь, а весьма чрезмерный холод рождает путём сильного замораживания чёрную желчь». [8]

Вторым этапом в формировании концепта является выбор основного, определяющего тип темперамента элемента. Установление преобладания какой-либо из указанных выше жидкостей («соков жизни»), побуждающих человека проявлять те или иные качества характера, свидетельствуют о наличии того или иного типа темперамента. Преобладающая в теле жидкость репрезентирует концептуальное пространство-источник. Концептуальное пространство-цель репрезентирует тип темперамента, проецируемый преобладанием в организме определённого «сока жизни».

ХОЛЕ (др.-греч. χολή [холе]; лат. chole, es, f «желчь») – желтая желчь/яд;

ФЛЕГМА (др.-греч. φλέγμα [флегма]; лат. phlegma,-atis,n «слизь, мокрота») – лимфа/мокрота;

САНГУА (лат. sanguis,inis,m «кровь»)– кровь;

МЕЛЭНА (др.-греч. μέλαινα χολή [мелэна холе]; лат. melania, ae, f «чернота») – черная желчь.

Третий этап формирования концепта, совмещение двух концептуальных пространств: источника и цели - даёт нам наименование типа темперамента. Присутствуют две разные мысли о двух разных вещах, которые взаимодействуют между собой внутри одного слова, создавая термин.

Необходимый концепт репрезентирован метафорическим наименованием.

1. Быстрый, воинственный, решительный, импульсивный, неуравновешенный, подверженный резким сменам настроений, эмоциональным вспышкам, обладающий высокой работоспособностью человек – холерик. Источник поведения, согласно «гиппократовской» теории: в его теле преобладает «сок жизни» холе.

2. Осторожный, стресоустойчивый, медлительный, трудно переключаемый с одной деятельности на другую, неэмоциональный человек – флегматик. Источник поведения: в его теле преобладает «сок жизни» флегма.

3. Весёлый, подвижный, легко переживающий неудачи, стремящийся к смене впечатлений, результативный в любимой работе человек – сангвиник. Источник поведения: в его теле преобладает «сок жизни» сангуа.

4. Сдержанный, ранимый, впечатлителеный, склонный к постоянным переживаниям, застенчивый, боязливый человек – меланхолик. Источник поведения: в его теле преобладает «сок жизни» мелэна.

Заключение

Категоризация есть результат зрительного и тактильного восприятия мира, дающего термин темперамент.

Метафорическое обозначение типов темперамента есть концептуализация, как результат проецирования концептуального пространства-источник (визуальные и тактильные ощущения человека) на концептуальное пространство-цель (его психический тип).

Термин возникает, как только слово выводится из области общеупотребительного языка (концептуальное пространство-источник) и вводится в язык медицины (концептуальное пространство-цель) в качестве средства выражения медицинской реалии. «Оба концептуальных пространства вносят в создание медицинского термина свои признаки, характерные для метафоры-концепта» [9, с.16].

Список литературы

1. Лейчик В.М. Терминоведение: Предмет, методы, структура. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 256с.

2. В.В. Корнева. Категория природных реалий в испанском языке // Когнитивное исследование языка. Вып. XXVI. Москва-Тамбов-Тюмень.2016.С.223-225.

3. Болдырев Н.Н. Концептуально-тематические области языковой картины мира и их интерпретирующая функция // Когнитивные исследования языка. 2014б. Вып. XVII. С. 33-39.

4. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2009. №1.- С. 5 – 12.

5. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995.

6. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: МГУ, 1996. -245с.

7.Шарандин А.Л. Когнитивно-дискурссивное пространство слова в аспекте взаимосвязи концептуализации и категоризации // Когнитивное исследование языка. Вып. XXVI. 2016.С.295-298.

8. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985.

9. Кузнецова Т.Я., Федотова Н.О. Концептуальная метафора в формировании терминов медицинской латыни // Электронно-научный образовательный вестник. Здоровье и образование в 21 веке. 2018. Т. 20. № 8. С. 11-16.

Просмотров работы: 96