Преобразования Александра I как основа укрепления законности и правопорядка в Российской Империи - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Преобразования Александра I как основа укрепления законности и правопорядка в Российской Империи

Медаев Д.М. 1
1Чеченский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение истории России тесно связано с жизнью и деятельностью исторических личностей, не является исключением и Александр I. В первой половине XIX в. стала очевидной необходимость реформирования во всех сферах государственного устройства, в законодательстве, экономике, образовании. Прежние методы и модели управления не справлялись с новыми запросами общества, тем более, они значительно отставали от европейской динамики, что осложняло эффективную межгосударственную интеграцию. Недаром, Наполеон I оперировал при своем вторжении такими мотивами, как просвещение, уничтожение крепостного права. Именно крепостнические отношения в противовес свободной рыночной торговле и конкуренции способствовали тому, что в европейском мышлении Россия считалась «варварской» и «отсталой».

Развитие капитализма, укрупнение городских и промышленных центров требовало значительного высвобождения рабочей силы из-под власти помещиков. Необходимо было появление нового класса – пролетариата, с большим содержанием квалифицированных, обученных специалистов. Вся тяжесть этих вопросов легла на плечи императора и министров, которые должны были подготовить переворот в мышлении дворянского сословия, привыкшего существовать на доходы от поместий с использованием крепостного труда. Среди сторонников реформ можно выделить такие основные подходы к переустройству государственной системы.

Главный подход – традиционалистский, предполагал «самобытное» государственное управление без учета современных реалий. Опирался на такие патриархальные условия, как абсолютизм власти, сословное разделение общества и сохранение крепостного права. Нетрудно догадаться, почему такая позиция была особо популярна в дворянском сословии: она помогала сохранить все привилегии и прежний уровень жизни. Если заглянуть немного вперед, то буквально через сотню лет остатки дворянства рассыплются под давлением революционного ветра, народные массы категорически отказались поддерживать бывших угнетателей. Вопреки этим традиционалистским представлениям новоявленные промышленники, которые занимались производством, осваивали месторождения природных ископаемых, способствовали расширению географических границ страны, старались добиться общественно-экономических изменений, искоренить крепостную систему.

Во втором подходе преобладали либеральные настроения, его сторонники настаивали на том, что необходимо как можно скорее реформировать систему государственного управления и общественного устройства. Они предлагали организовать систему власти на основе конституции и действия представительных органов, в которые следует выбирать представителей из разных сословий.

Сторонники третьего, самого радикального направления, озвучивали идеи о республиканской форме правления и переходе от имперской к федеративной форме государственного устройства[1, с.232-2388].

Александр I вступил на российский престол в 1801 г. после непродолжительного правления Павла I, сына Екатерины II, который не смог успешно продолжить реформенные инициативы своей матери, а во многом действовал даже вопреки ее воле. Воспитанием Александра I занимался либерально настроенный швейцарский генерал Фредерик Лагарп, который внушил своему подопечному идею о необходимости масштабного государственного переустройства.Поэтому Александр I в полной мере понимал необходимость масштабных изменений в социально-политической системе страны.В целом, государственная деятельность Александра I продолжала традиции просвещенного абсолютизма эпохи Екатерины II, при котором образование становится более доступным, происходит расширение народного просвещения. При Александре I к существующему Московскому университету добавилось несколько новых высших и средних привилегированных учебных заведений (лицеев), включая знаменитый Царскосельский лицей, позднее переименованный в Александровский. В 1804 г. были изданы первые в России цензурный и университетский уставы: высшие учебные заведения получали определенную независимость от центральной власти.

Для наблюдения за действиями министров и чиновников Александром I был учрежден Негласный комитет – неофициальный орган, призванный контролировать реформирование системы госуправления. В состав комитета, который действовал в условиях строжайшей секретности, входили: граф П.В. Строганов, князь В.П. Кочубей, князь А.Б. Чарторыйский, князь Н.О. Новосильцев, президент императорской академии наук[2,с.163]. Комитет обладал совещательными полномочиями и способствовал развитию некоторых актуальных общественно-правовых нововведений. Организация просуществовала недолго, в 1803 г. Александр I отказался от участия в его деятельности и передал реформаторские инициативы под ответственность М.М. Сперанского. Под его руководством была проведена министерская реформа, заменившая архаичные петровские коллегии министерствами. Было создано восемь министерств, указанных в Манифесте «Об учреждении министерств»: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, иностранных дел, коммерции, финансов, юстиции, народного просвещения. На правах отдельного министерства действовало государственное казначейство, которое подчинялось непосредственно Сенату.

В сентябре 1802 г. был выпущен Указ «О правах и обязанностях Сената», который закрепил за ним «Верховное место Империи». Сенату предписывалось «наблюдение за расходами и сбором податей, контроль за соблюдением общего спокойствия и тишины, прекращение всяких противозаконных деяний»[3].

Указы Сената должны были «исполняться всеми органами и должностными лицами, как собственно императорские». Министры должны были ежегодно подавать в Сенат отчеты о своей деятельности. Сенат также ставил вопрос о пересмотре законов, не соответствующих действующему законодательству. Однако, в марте 1803 г. последовал указа императора, по которому Сенат лишился некоторых полномочий, а отчеты министров стали направляться в Комитет министров, учрежденный в сентябре 1802 г.[4].

Министерская система управления обладала заметными преимуществами: организация строгой вертикальной системы подчинения, понятная единообразная структура, быстрая заменяемость и ответственность исполнителей, конкретные отраслевые функции с учетом местных особенностей.

В 1808-09 годах М. Сперанский предоставил план грандиозного переустройства империи, предполагающий разделение властей и создание выборного представительного органа. Проект встретил упорное сопротивление министров и других высших чиновников. Александр хорошо запомнил пример отца, который погиб в противостоянии высшему классу, поэтому вначале он одобрил проект М. Сперанского, а затем отложил его исполнение под давлением приближенных. В 1809 г. по поручению Александра I реформатор Михаил Сперанский подготовил проект под названием «Введение к Уложению государственных законов», который содержал детальный план государственных преобразований. Сперанский настаивал, что для успешного существования государственной системы необходимо разделить органы власти на три направления: законодательное, исполнительное и судебное по примеру западно-европейских соседей, которые добились внушительных успехов в построении гражданского общества. Взаимодействие между императором и органами власти должно происходить посредством особого органа на выборной основе[5,с.326].

По проекту Сперанского, таким учреждением выборного характера может стать Государственный совет «в котором все действия законодательной, судебной и исполнительной власти в главной части их отношений соединяются и восходят к державной власти». Он полагал, что соотношение императорской и выборной, независимой власти приведет к взаимному обогащению интересов и планов, станет катализатором общественных изменений.Он же говорил о разделении общества на классы в зависимости от получения и реализации гражданских прав:высший класс – дворяне, наделенные всеми политическими и гражданскими правами; средний класс – купцы, мещане, государственные крестьяне, которые обладали только гражданскими правами (правом собственности, правом передвижения и пр.) без политических прав; низший класс – представители «рабочего народа» (помещичьи крестьяне, домашние слуги, мастеровые и наемники), которые имели только общие гражданские права, без частных гражданских и политических прав.

Предполагалась возможность перехода граждан из одной категории в другую в зависимости от материального и семейного положения. Более обеспеченные люди, обладавшие недвижимостью или иной собственностью, повышались по социальной лестнице, становились средним или высшим классом, могли участвовать в выборах и решать политические вопросы. Купцы и чиновники могли добиться привилегированного положения, если женились на дворянках, что стало обычным явлением во второй половине века, когда дворяне массово разорялись после отмены крепостного права, не сумев вписаться в новые социально-экономические условия. Окрепшие промышленники, капиталисты смешивались с «благородным» сословием, чтобы улучшить династическую репутацию, добиться влияния в высших кругах.Несмотря на положительное отношение императора к данному проекту, Александр I был вынужден подчиниться сопротивлению придворной знати, поэтому идеи Сперанского были реализованы только частично.

В начале 1811 г. были учреждены Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения. Была обновлена система охраны правопорядка и общественной безопасности. По указу императора был создан «Корпус внутренней стражи», главой которого становится генерал-адъютант Е.Ф. Комаровский. Это учреждение имело особый статус, ничего подобного не было в других странах. Корпус внутренней стражи являлся частью армии, но при этом подчинялся министру внутренних дел[6].

Летом 1811 г. был издан Манифест «Об общем учреждении министерств», который окончательно утвердил министерскую систему. Единообразный порядок оформления и рассмотрения документов существенно ускорял и упрощал их продвижение в чиновничьих кабинетах. Появились формализованные образцы договоров и заявлений, были определены сроки нахождения документов внутри министерства, указаны механизмы контроля и реализации, утверждены сроки и формы отчетности.

Для усиления контроля над высокопоставленными дворянами в 1809 г. был подписан указ, согласно которому они должны были поступить на военную или гражданскую службу [7].

В августе 1809 г. был принят указ о проведении экзаменов для получения чина, согласно которому чиновники на гражданской службе не могли получить звание коллежского асессора (8 класс), дававший право на потомственное дворянство, или звание статского советника (5 класс), не имея аттестата о сданном экзамене по установленной программе. В содержание программы входили основы университетских наук, кроме медицины. Такие меры были обусловлены тем, что дворяне, высшие чиновники часто не имели достаточного образования, обходились домашними гувернерами или слушали курс в зарубежных университетах. Обществу срочно требовались образованные, прогрессивные личности, способные эффективно руководить и продвигать социально-экономические реформы.

Однако, и эта инициатива была встречена очень враждебно, представители дворянства с недоумением относились к подобным проверкам, считая себя изначально выше и умнее окружающих. Они с возмущением отзывались о действиях М.Сперанского и саботировали указ, покупая готовые аттестаты или используя дружеские, родственные связи. Практически неудачная реализация указа показала неготовность дворянства и высших чинов обучаться, действовать системно и целенаправленно.Эту ситуацию наглядно показал историк Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России»: «У нас нет желающих для высших наук. Дворяне служат, а купцы желают существенно знать только арифметику или языки иностранные для выгоды своей торговли. В Германии столько молодых людей учатся в университетах для того, чтобы сделаться адвокатами, судьями, профессорами! – а наши стряпчие и судьи не имеют нужды в знании римских прав; наши священники образуются кое-как в семинариях и далее не идут, а выгоды ученого состояния в России так еще новы, что отцы не решаются готовить своих детей для обучения»[8].

В результате вышесказанного можно резюмировать, что реформы Александра I были очень незрелыми, осторожными, но даже в таком объеме они положительно подействовали на систему государственного управления, стимулировали развитие университетов, финансовых институтов, укрепили правопорядок. Более масштабное выполнение государственных реформ было приостановлено по нескольким причинам:

1. Александр I боялся передать традиционную императорскую власть выборному органу типа Государственного Совета. Царь не решился форсировать проведение общественных реформ, помня о том, как расправились с его отцом императором Павлом I. В России не было достаточного количества образованных, просвещенных людей даже среди дворянства, чтобы эффективно взаимодействовать внутри страны и за ее пределами. Не было готового механизма выполнения подобного проекта, планы Сперанского, Карамзина противоречили существующей классовой и управленческой системе, на изменение которой потребовалось гораздо больше времени.

2. Победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. существенно укрепила позиции дворянства, которое было уверено в нерушимости общественных устоев. Возможные реформы они считали покушением на собственное благополучие и спокойное развитие страны. Дальнейшие разногласия в среде дворянства и восстание декабристов показали, что прогрессивная часть общества оказалась не только без поддержки народа, но и без поддержки основной части дворян и капиталистов. Этот процесс наглядно проявился во время реакционного правления Николая I, который был вынужден «успокаивать» правящие классы и усиливать охранные тенденции.

3. Социально-экономические причины: бедное, малограмотное население под управлением помещиков, отсутствие квалифицированной рабочей силы для расширения производства, притока капиталов. Коррупционная система управления, отсутствие «среднего класса», который мог бы эффективно выстраивать систему управления и распоряжаться ресурсами.

4. Расширение территории и административная раздробленность, многие народы на окраинах страны, особенно на Севере или на Кавказе, даже не понимали государственного языка. Главенствовали сепаратистские настроения, требовалось непрерывное наблюдение или военное вмешательство. Кстати, наибольшие преференции получили жители западных провинций: крестьяне Прибалтики были освобождены от личной крепостной зависимости, поляки обрели собственную конституцию, а финны получили гарантии соблюдения конституционного закона 1772 г.

Список использованных источников и литературы:

История государства и права России: Учебник / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев, А.А. Сенцов; Под. ред. проф. Ю.П. Титова. – М: Проспект, 2001. – 544 с.

Мельников В.П., Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность Ч.1.В.П. Мельников, В.С. Нечипоренко – М., 2000. Ч. 1: Государственная служба в монархической царской России / В. П. Мельников. – 2000. – 215 с.

Именной указ о правах и обязанностях Сената 1802 г.Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпинаhttp://museumreforms.ru/node/13658 (дата обращения 27. 02.2023)

ЦинцадзеН.С. Г. Р. Державин: на службе у трёх императоров : монография: в 3 ч.Ч. III: Государственная деятельность в царствование Александра I. — Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Дер жавина. — 2018. — 304 с.

История государства и права России: учеб./И. А. Исаев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. 797 с.

Ченчик С. М. Генералот инфантерии Е.Ф. Комаровский - один из основателей внутренней стражи России (к 250-летиюсо дня рождения) //Военно-историческийжурнал, 2019 https://cyberleninka.ru/article/n/general-ot-infanterii-e-f-komarovskiy-odin-iz-osnovateley-vnutrenney-strazhi-rossii-k-250-letiyu-so-dnya-rozhdeniya(дата обращения 28.02.2023)

Манифест об «Общем учреждении министерств» http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ministry.htm (дата обращения 27. 02.2023)

Карамзин.Н.М.Записка о древней и новой Россиив ее политическом и гражданском отношениях http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm (дата обращения 28.02.2023)

Просмотров работы: 40