Согласно ФГОС ДО «Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность». Также ФГОС предполагает введение собственных региональных (национально-региональных) компонентов в образовательный процесс [1].
Сегодня, в условиях современного стремительного развития общества, чётко прослеживается ассимиляция. Ассимиляция, в частности, коснулось того, что современные дети, следуя веяниям моды, не всегда в полной мере знают свои корни, свою национальную принадлежность. К сожалению, статистика такова, что дети из семей малочисленных народов, ассимилировались с преобладающей культурой другого народа. «С процессами урбанизации и глобализации появляется опасность исчезновения многих языков малочисленных народов, так как их носителями остаются только представители старшего поколения. Необходимо активно привлекать молодое поколение к сохранению культуры родного народа» [2, с.21].
В данной статье мы рассматриваем детский фольклор и приобщение детей к фольклорным традициям, поскольку мы уверены, что именно детский фольклор играет важнейшую роль в воспитании подрастающей личности, которая живет в многонациональной стране. Как сказала М.Ю. Новицкая «ведущим признаком детского фольклора является то, что это единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения» [3]. Автор очень много своих работ посвятила тому, чтобы дети изучали родной край. Так, к примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность. Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира.
Так, изучая этнокультурное образование в республике Саха (Якутия) У.А. Винокурова отмечала: «Мудрое народное слово, отточенные веками интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым ребёнком себя как нужной частью общества, природы» [4]. Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. М.Н. Мельникова, которая занималась изучением детского фольклора, в своих трудах подчеркивала: «Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, эмоционально ярком произнесении народнопоэтических текстов развивает голос, повышает речевую и определяет певческую культуру детей» [5]. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют точнее передать, следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения.
Приобщение детей к культуре своего народа начинается уже в дошкольный период, который ориентирован на коммуникацию между участниками образовательного процесса. Отлично для этого подходит фольклорный кружок [6]. Фольклорный кружок – это просто кладезь знаний и умений, которые способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым ребёнком себя как нужной частью общества, природы [7].
В нашей республике ведется активная работа по приобщению детей к культуре своего народа. И ведется она с дошкольного возраста, поскольку дошкольный период- это период, когда ребёнок впитывает каждую информацию как губка, и проносит эту информацию через всю свою жизнь. В нашем детском саду "Хатынчан" с. Кутана РС (Якутия) проводится плодотворная работа с детьми в данном направлении, поскольку село Кутана Алданского района - очень отдалённое село, и преимущественно население составляет эвенки. Интересными обрядами и традициями эвенков живо интересуются не только культурологи и этнографы, но и обычные люди. Существуют туристические направления, позволяющие посетить селения эвенков, чтобы воочию убедиться в самобытности и уникальности их образа жизни, занятий и досуга. Однако, стоит отметить, что село Кутана ассимилировало, и преимущественно в селе разговаривают на якутском языке, лишь старожилы говорят на родном языке. Поэтому, в детском саду стоит остро вопрос о приобщении детей к своей культуре.
Руководство детского сада поставило перед воспитателями цель, ознакомить и привить детям любовь и уважение к родному, эвенкийскому языку. С этой целью была разработана работа детского фольклорного кружка «Осиктакан». Программа кружка была составлена на основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Главная задача кружка стоит в том, чтобы оказать ребёнку помощь развиваться как отдельная личность, личность которая раскрывает свой творческий потенциал, при этом личность которая имеет право выбора любой деятельности.
Программа кружка составлена таким образом, что в ней сочетаются разные виды деятельности, которые развивают речь ребенка, преодолеваются барьеры застенчивости, дети становятся коммуникабельными через музыкально-театральную деятельность. Занимаясь в данном кружке, дети приобретают колоссальный опыт в общении друг с другом и педагогом. Через игры, пение дети, сами того не осознавая, обучаются культуре своего народа и учатся применять их в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.
Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка. Работая на занятиях кружка, дети приобщаются к культуре своего народа через танцы, песни, игры, соревнования. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников в решении коммуникативных и речевых проблем.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в процессе обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Посредством простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами детей готовят к исполнению более сложных произведений, более сложного песенного фольклорного репертуара. Как итог, закрепление пройденного материала проводятся праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.
Основной целью кружка выступает- создание педагогических условий для развития познавательной и двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям своего региона. При этом происходит совершенствование вокально-хоровых навыков дошкольников, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Эвенкийский язык очень красив и эмоционален, песни, потешки, стихи наполнены глубоким смыслом.
Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Хоровод».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах»
Деятельность кружка рассчитана на 9 месяцев. Календарно-тематический план показан в таблице 1 (см. таблицу 1).
Таблица 1
Календарно – тематический план работы фольклорного кружка «Осиктакан»
Месяц |
Дата |
Тема |
СЕНТЯБРЬ |
06.09.2022 |
Вводная беседа на тему: «Традиции эвенкийского народа». Просмотр видеоролика: «Осенние посиделки». Разучивание народной игры «Мультах» |
13.09.2022 |
Разучивание приветствия на старинный эвенкийский манер. Разучивание скороговорки. Беседа на тему: «Осенние календарные праздники». Разучивание народной игры «Коршун» (Лмунчикат) |
|
20.09.2022 |
Беседа на тему: «Традиционные осенние обряды эвенкийского народа». Разучивание песни «Гудее дуннэ» (с движениями). Игра «Вылавливание предмета» (Хэрэлибгивун). Хоровод «Дэрёдэ» |
|
27.09.2022 |
Просмотр эвенкийской сказки «Кто дал эвенкам солнце». Разучивание э.н.п. «Эгэлэй» (оркестр народных инструментов). Знакомство с инструментами народного оркестра. Игра на народных инструментах |
|
ОКТЯБРЬ |
04.10.2022 |
Досуг «День пожилых» |
11.10.2022 |
Разучивание считалок «Умун - умуктэ, дюр-дюрукэ…». Разучивание э.н. игры «Выхвати палочку». Беседа на тему: «Одежда эвенкийского народа». Повторение э.н.п. «Эгэлэй» |
|
18.10.2022 |
Беседа на тему: «Эвенкийские блюда». Разучивание сказки «Кто дал эвенкам солнце» по ролям. Игра «Коршун» (Лмунчикат). Игра на народных инструментах «Гудее дуннэ» |
|
25.10.2022 |
Репетиция сказки «Кто дал эвенкам солнце». Разучивание игры "Олени и волки" (орор - ахилкан). Игра «Мультах». Беседа на тему: «Зимние приметы» |
|
НОЯБРЬ |
01.11.2022 |
Досуг «День Матери» |
8.11.2022 |
Беседа с просмотром видеофильма на тему: «Мой отец оленевод». Игра «Ловля оленей». Игра на народных инструментах. Танец «Мой отец оленевод» |
|
15.11.2022 |
Разучивание хоровода «Мончорай». Слушание эвенкийской сказки «Асаткан». Разучивание движений охотника. Зимние приметы |
|
22.11.2022 |
Хороводная игра «Дерёдэ». Разучивание песни «Орончикан» (сл. Н.Оегира, муз. Н. Биланина). Игра на народных инструментах. Пословицы об охоте |
|
ДЕКАБРЬ |
06.12.2022 |
Беседа на тему: «Что такое хоровод?». Разучивание разных видов хоровода. Хоровод «Осуорай». Подвижная игра с арканом (маутом) |
13.12.2022 |
Северная сказка-шумелка «Почему заяц зимой белый». Разучивание игры «Ловля оленей». Игра на народных инструментах. Разучивание считалок |
|
20.12.2022 |
Разучивание песни «Орончикан» (сл. и мел. Н. Докаловой). Хоровод «Осуорай». Рисование из сказок: «Герои эвенкийских сказок» |
|
27.12.2022 |
Разучивание игры «Каюр и собаки». Повторение песни «Орончикан».Игра на народных инструментах |
|
ЯНВАРЬ |
17.01.2023 |
Видеосъемки к участию в конкурсах различного уровня |
24.01.2023 |
Беседа с просмотром на тему «Животные нашего края». Повторение считалок. Разучивание танца «Сээдьэ». Разучивание новой э.н. игры в мяч «Мачикат» |
|
31.01.2023 |
Повторение танца «Сээдьэ». Игра на народных инструментах. Просмотр сказки «Как медведь оленеводом был» |
|
ФЕВРАЛЬ |
07.02.2023 |
Беседа на тему с просмотром: «Заяц-врун». Повторение выученных песен и танцев. Разучивание игры с пением «Солнце» (Дылача) |
14.02.2023 |
Беседа на тему: «Защитники страны». Слушание народных песен в исполнении фольклорных ансамблей. Северная сказка – шумелка «Береста, брусника и уголек» |
|
21.02.2023 |
Досуг «День защитников Отечества» |
|
28.02.2023 |
Беседа о приходе весны и о быте, труде, связанным с этим временем года. Повторение знакомых песен. Игра «Киликат». Разучивание танца «Встреча солнца». |
|
МАРТ |
07.03.2023 |
Беседа с прослушиванием на тему: «Колыбельные песни». Пословицы о маме. Игра «Солнышко». Разучивание эвенкийской песни «Подарок маме» |
14.03.2023 |
Беседа с просмотром на тему: «Мамин-праздник». Рисунок «Мамин портрет». Слушание песни «Радость весны». Игра «Ручейки и озера» |
|
21.03.2023 |
Беседа о приходе весны и о быте, труде, связанным с этим временем года. Разучивание слов к хороводу «Ёхорье». Повторение знакомых песен. Игра «Коршун». |
|
28.03.2023 |
Слушание из репертуара Н. Докаловой. Разучивание песни «Радость весны». Хоровод «Ёхорье».Соревновательные игры. |
|
АПРЕЛЬ |
04.04.2023 |
Досуг «День отцов» |
11.04.2023 |
Беседа на тему «Мой отец, мой друг». Весенние заклички. Игра «У оленя дом большой». Песня «Орончикан» |
|
18.04.2023 |
Разучивание песни «Хилэкэкэр» (Проталинки). Чтение скороговорок. Беседа на тему: «Весна». Игра-хоровод «Уруйэчээн» |
|
25.04.2023 |
Беседа на тему: «Подснежник. Хоровод «Осуорай». Повторение песни «Хилэкэкэр». Повторение танца «Встреча солнца» |
|
МАЙ |
02.05.2023 |
Хороводная игра. Разучивание э.н. сказки «Дочь Солнца» по ролям. Игра на народных инструментах (по сказке «Дочь Солнца»). Танец «Встреча лето» |
16.05.2023 |
Сказка «Дочь Солнца». Песня с инсценированием. Игра (по выбору детей). Игра на народных инструментах |
|
23.05.2023 |
Повторение выученных песен. Игра на народных инструментах. Сказка «Дочь солнца» |
|
30.05.2023 |
Повторение разученных танцев. Повторение разученных песен. Сказка «Дочь солнца». |
Перед тем как провести работу с детьми по нашему фольклорному кружку, мы опросили семьи детей. Вопросы были примерно такие: знаете ли вы эвенкийский язык, разговариваете вы на нём дома, соблюдаете ли вы обычаи и традиции своего народа, учите ли вы своих детей эвенкийскому языку и т.д. Мы получили такие результаты: большинство детей (90 %) не знают родного языка, в основном на нем говорит старшее поколение. Дети также не знают культуру и традиции своего народа, родители знают, но не особо их соблюдают. Таков печальный результат опроса родителей на констатирующем этапе исследования. После проведенного эксперимента по организации деятельности фольклорного кружка мы получили следующие результаты родной язык знают частично 10% детей, культурные традиции своего народа - 10% детей.
Таким образом, фольклорный кружок способствует развитию речи детей, приобщению к фольклору родного народа, интереса к культуре, языку и традициям своего народа. Дети учатся уважительно относиться не только к своему народу, и другим народам, что актуально в нашей многонациональной стране. Дети, которые занимаются в кружке добиваются весьма неплохих результатов, среди них:
1.Всероссийский дистанционный конкурс «Изумрудный город», номинация «Инструментальное исполнительство», репертуар «Эгэлэй», результат: диплом 1 место, 2019 г.;
2.Республиканский конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Твой успех», направление «Инструментальный жанр», результат: дипломанты I степени, Якутск 2019;
3.I Районный конкурс – фестиваль музыкального творчества «Битва оркестров», результат: победители в номинации «Оригинальное звуковое оформление» г. Алдан 2019
4.II Районный конкурс – фестиваль музыкального творчества «Битва оркестров», результат: победители в номинации «Развитие национальной культуры» г. Алдан 2020 г.
5.Районный конкурс чтецов на эвенкийском языке, результаты: М. Изабель 6 лет– Грамота 1 место; М. Федот 5 лет - Грамота 2 место; Е. Сайнаара 6 лет - Грамота 3 место; С. Алексей 6 лет - Грамота об участии. Март 2021г.
6.Открытый Межрегиональный фестиваль-конкурс песенного творчества коренных малочисленных народов Севера «Эхо тундры и тайги» результат Сертификаты об активном участии. Декабрь 2021г.
7.Республиканский творческий онлайн – конкурс рисунков «Друзья Эллайаады», на тему: «Волшебный мир сказок» (рисование эвенкийских сказок) результаты: Н. Надежда, П. Василий -Дипломант 2 степени; Б. Виктор, Н. Дайаана - Дипломант 3 степени; С. Камилла - Лауреат 3 степени; П. Лилия - Грамота за активное участие. Декабрь 2021г.
8.Республиканский дистанционный конкурс «Би эведыт турэчэннэм» на эвенкийском языке, направление «Поэтический материал» результаты: М. Изабель – Грамота 1 место; С. Алексей победитель в номинации «Лучший чтец», руководителю Андросовой В.В. номинация «Популяризация эвенкийского языка». Июнь 2021г.
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155. Электронный ресурс. URL: http://ped–kopilka.ru (дата обращения: 10.10.2022).
Николаева Л.В. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Якутии. Учебное пособие/Л.В. Николаева. – Киров: МЦИТО, 2020. – 120 с.
Новицкая, М. Ю. Народная культура в современном общем образовании: теоретические и практические вопросы содержания и методики преподавания / М. Ю. Новицкая // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. - М., 2016. - Том II. - С. 354-372
Винокурова, У.А., Семенова, С.С. Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. – 416 с.
Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 2017. – 120 с.
Баишева, М. Этнокультурное развитие дошкольников / М.И. Баишева. - Якутск: ИД СВФУ, 2014. - 92 с.
Айварова, Н.Г. Формирование этнической идентичности в процессе образования / Н.Г. Айварова // Вестник Югорского государственного университета. – 2015. – № 1 (36). – С. 9-16