Метафорическая концептуализация в медицинской латыни - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Метафорическая концептуализация в медицинской латыни

Зайцев Д.В. 1, Кузнецова Т.Я. 1
1ФГБОУ ВО Северный государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Метафора исследуется как когнитивный механизм концептуализации и представляет один из важнейших процессов в познавательной деятельности человека, заключающийся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящий к образованию представлений, называемых концептами и являющихся единицами сознания. Современная теория метафоры видит в метафоре важную ментальную операцию как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира. Человек при помощи метафор мыслит и познает мир, в котором он живет [1, c. 22].

Теоретической базой для осмысления метафоры является общее понимание языка как одной из когнитивных способностей человека [2, с. 3-4].

К числу важнейших исходных установок теории концептуализации относятся представления о концепте как оперативной единице теоретического и/или обыденного знания, в которой осмыслен и репрезентирован опыт взаимодействия человека с миром. Концепт – это единица осознанного знания о предмете или событии, их отдельных свойствах, характеристиках, взаимосвязях с другими предметами и событиями, которой оперирует человек в процессе речемыслительной деятельности [3, с. 25-26]. При этом разные источники формирования знаний (конкретно-чувственный опыт, предметно-практическая, научно-теоретическая, языковая деятельность, невербальное общение и т. д.) обусловливают разнообразие типов знания и, соответственно, его единиц [3, с. 25-26].

В качестве концептуальных комплексов могут рассматриваться категории, которые объединяют в себя различные структуры знания, и следовательно, представляют собой его особый формат. По способу формирования любая категория – это концептуальное объединение объектов, т. е. объединение объектов на основе общего концепта, сформированное в процессе категоризации. Следовательно, как формат знания, категория – это знание и класса объектов, и того общего концепта, который служит основанием для объединения этих объектов в одну категорию. При этом именно данное концептуальное сходство объектов, устанавливаемое человеком, и есть то универсальное свойство категории, которое отличает ее от других форматов знания [3, с. 28].

Рассматриваемая как один из способов концептуализации – организации и обобщения человеческого опыта, позволяющий осмыслить один объект через другой, метафора является одним из способов представления знания в языковой форме как концептуальное явление, заложенное в самой понятийной системе мышления человека [4, с. 27]. Понятие концептуальной метафоры как глобального когнитивного механизма было разработано на основе структуры категоризации. Вклад в развитие этой теории внесли такие ученые, как Джордж Лакофф (George Lakoff), Марк Джонсон (Mark Johnson), Жиль Фоконье (Gilles Fauconnier), Марк Тернер (Mark Turner), Айвор Ричардс (Ivor Richards), Макс Блэк (Max Black), Чарльз Филлмор (Charles Fillmore); в России – А.А. Потебня, В.Г. Гак, Е.С. Кубрякова, Н.Д. Арутюнова, Г.Н. Скляревская, В.Н. Телия и другие. Концептуальная метафора – лингвистически закрепленный перенос информации из одного домена в другой по тому или иному признаку в соответствии с некоей логикой [5, с. 462]. Концептуальные метафоры определяют в языке способы номинации «однородных» понятий через серии метафор, основанных на общих или сходных ассоциациях, охватывая таким образом самые различные области знания [6, с. 88].

Важным свойством метафоры является ее «двуплановость», т.е. она может быть приложима к двум или нескольким объектам одновременно [7]. Характеристики объекта, для обозначения которого была сформирована метафора проецируются на свойства того объекта, который послужил источником для ее формирования. Взаимодействие смысловых спектров, нетождественных друг другу, создает качественно новую информацию, раскрывающую неизвестные ранее свойства понятий, входящих в структуру метафоры. Непрерывный перенос понятий из одной сферы в другую является не только проявлением гибкости человеческого разума, но и необходимым аспектом постижения действительности. Это делает метафору «универсальным орудием мышления и познания мира» [7].

В настоящий момент одним из наиболее перспективных и многообещающих исследований в области метафоры является разработка представителей американской школы когнитивной лингвистики Жиля Фоконье (Gilles Fauconnier) и Марка Тернера (Mark Turner) – теория концептуальной интеграции (также известная как теория блендинга) построенная на основе концепции ментальных пространств, предложенной Ж. Фоконье в 1980-х годах [8, с. 97]. Данная теория получила своё развитие в конце XX века и уже нашла практическое применение не только в лингвистике, но и во многих других научных областях.

Согласно теории ментальных пространств Ж. Фоконье, когнитивные процессы, которые происходят в человеческом мозге и объединяют язык и мышление, способны создавать различного рода значения: от самых простых понятий до сложных теорий. Ментальные пространства в концепции Ж. Фоконье – это отдельные структуры, которые возникают в нашем сознании, когда мы думаем или говорим [8, с. 97].

В своей теории концептуальной интеграции G. Fauconnier и M. Turner провозгласили появление способности к концептуальной интеграции у человека важным этапом в эволюции человеческого мышления и решающим фактором, обусловившим появление языка [8, с. 98].

Под концептуальной интеграцией понимается базовая когнитивная операция, которая осуществляется по определённой схеме на различных уровнях абстракции и имеет чёткую структуру, включающую в себя исходные пространства (пространство-источник и пространство-цель), а также смешанное пространство – бленд. Концептуальное «пространство-источник» – это определенным образом структурированная совокупность концептов, являющаяся исходной для метафоры. Концептуальное «пространство-цель» – это концептуальная область, принимающая метафорическую проекцию из концептуального пространства-источника [9, с. 55]. Все три перечисленные компоненты представляют собой ментальные пространства. Ментальное пространство – это относительно небольшой "концептуальный пакет", который формируется для понимания определенной ситуации или действия [8, с. 98]. Сети концептуальной интеграции могут содержать несколько ментальных пространств. По отношению к метафорам нередко используется понятие "исходный домен" [8, с. 98], что является научным термином-блендом, который объединяет идеи теории концептуальной метафоры и теории концептуальной интеграции.

В каждом бленде существуют как минимум два исходных ментальных пространства, что тесно перекликается с теорией концептуальной метафоры Джорджа Лакоффа (George Lakoff) и Марка Джонсона (Mark Johnson). В своей книге «Метафоры, которыми мы живем» (оригинальное название «Metaphors We Live By») 1980-го года они представляют метафору как упорядоченное когнитивное отображение из некоего пространства-источника в пространство-цель. Соответственно, два исходных ментальных пространства у Ж. Фоконье и М. Тернера сопоставляются с пространстом-источником и пространством-целью в теории концептуальной метафоры. Однако Ж. Фоконье и М. Тернер выходят за рамки метафорической проекции из пространства-источника в пространство-цель и конструируют новое ментальное пространство – бленд [8, с. 99]. Бленд не выводится напрямую из всех составляющих исходных пространств: он не тождественен ни одному из них и не сводится к сумме их элементов. Бленд заимствует из каждого исходного пространства только часть его структуры и образуется для понимания определенной ситуации или контекста. Общее пространство содержит наиболее абстрактные элементы (роли, фреймы и схемы), присущие обоим исходным пространствам, т.е. выступает основанием метафоризации на самом абстрактном уровне, тогда как в бленде "сливаются" детали исходных пространств, в результате чего образуется качественно новая концептуальная структура, которая больше не зависит от исходных пространств и имеет возможности к дальнейшему самостоятельному развитию (рис. 1).

Данная теория позволяет проследить, каким образом осуществляется процесс мышления, как происходит развитие мысли.

Вследствие того, что любые типы метафоризации основаны на ассоциативных связях в пределах опыта человека, метафора по своей сути антропометрична: она отождествляет различные сущности, создает на их основе совершенно новый гносеологический образ и синтезирует в нем признаки гетерогенных сущностей. Антропометричность метафоры является важной особенностью категоризации человеческого сознания. Соизмеримость сопоставляемых наименований и объектов именно в сознании человека, независимо от реальных сходств и различий сопоставляемых сущностей (той, которая обозначается посредством метафоры, и той, которая используется как вспомогательный образ), самым естественным образом вписывается в антропометрическую модель современного научного знания, основанного на суждении о том, что человек способен к познанию мира именно через осознание своей деятельности в нем [7, с. 35]. Не представляется возможным, не обращаясь к человеческому фактору, объяснить, почему о чувствах можно думать как об огне, почему можно говорить о пламени любви, жаре сердца и т.п. Способность к метафорическому мышлению – черта, присущая именно человеку, которая отражает его способность нарушать границы «естественной таксономии» и творить в своем сознании особый, порой парадоксальный антропоцентричный порядок вещей [7, с. 35]. Именно гетерогенность исходных сущностей метафоры обусловливает её парадоксальность.

Метафорическая концептуализация хорошо прослеживается в формировании терминов медицинской латыни. Например, визуальное восприятие анатомического объекта, который представляет собой валик на латеральной стенке полости носа, и понимание его функции отделения преддверия от остальной части полости носа входит в концептуальное пространство-цель и заставляет искать его наименование для репрезентации этого знания (рис.2). Из известных областей знания быт может рассматриваться как возможная область-источник, концептуальное пространство которой содержит концепт возвышения, разграничивающего два физических пространства. Необходимый концепт может быть репрезентирован словом limen (лат. порог). Порог – поперечный брусок, закрывающий проём между дверью и полом [10]. Главным свойством указанного концепта, объединяющим пространство-источник и пространство-цель, является создание условной границы между двумя помещениями. Концептуальное пространство-цель, принимая концептуальное пространство-источник, вносит в формируемый концепт термина–метафоры все те свойства, которые характеризуют данный медицинский объект: limen nasi – порог носа (табл. 1).

Заключение

Таким образом, медицинская терминология как вид профессионального языка формируется путем взаимодействия исходных концептуальных пространств – пространства-источника и пространства-цели, и образования качественно нового общего пространства-бленда. Обращение медицинского термина-метафоры к быту, ее антропометризм позволяют легко понимать, воспринимать и воспроизводить информацию в медицинском профессиональном сообществе.

Список литературы

Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций для студентов высших учебных заведений / Н. Н. Болдырев. – Издание 4-е, исправленное и дополненное. – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2014. – 236 с.

Болдырев, Н. Н. Когнитивная природа языка: сборник статей. – М.|Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 251 с.

Болдырев, Н. Н. Концептуальная основа языка / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. – 2009. – № 4. – С. 25-77.

Ахренова, Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора филол. наук. Москва, 2009.

Логунова, Е. А. К вопросу о концептуальной метафоре в экономическом компьютерном дискурсе / Е. А. Логунова //. – 2015. – № 22. – С. 462-464.

Рябов, А. Г. Метафора в свете когнитивной теории. – 2009. – № 7(37). – С. 86-89.

Грузберг, Л. А. Концептуальная метафора // Филолог. — 2004. — № 8. — С. 31-32

Ковальчук, Л. П. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 1(8). – С. 97-101.

Кузнецова, Т. Я. Аспекты формирования медицинской терминологии / Т. Я. Кузнецова // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. – 2021. – № 3(35). – С. 49-63.

Толковый словарь Ожегова // https://gufo.me/dict/ozhegov

Приложение

Таблица 1. Примеры формирования концептуальной метафоры

Концепт исходного пространства-источника

Концептуальная метафора

Tegmen (покров) – верхний слой, покрывающий что-нибудь

Tegmen tympani (крыша барабанной полости) — тонкая пластинка височной кости, образующая верхнюю стенку барабанной полости

Pons (мост) – сооружение для перехода, переезда через реку, канал и т.п.; то, что является связующим звеном между кем-либо или чем-либо

Pons (мост) – отдел ствола головного мозга, соединяющий средний мозг с продолговатым мозгом и мозжечком

Vestibulum (преддверие) – место перед дверью, перед входом куда-л.

Vestibulum oris (преддверие рта) – пространство между зубными рядами, губами и щеками

Porta (ворота) – отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда

Porta hepatis (ворота печени) – углубление между хвостатой и квадратной долями печени, в котором проходят собственная печеночная артерия, воротная вена и общий печеночный проток.

Fenestra (окно) – отверстие в стене здания, предназначенное для света и воздуха

Fenestra ovalis (овальное окно) – покрытое мембраной отверстие, передающее вибрации от среднего уха до улитки внутреннего уха

Limen (порог) – поперечный брусок, закрывающий проём между дверью и полом

Limen nasi (порог носа) – валик на латеральной стенке полости носа, расположенный в месте перехода преддверия носа в полость носа

Claustrum (ограда) – стена, забор, решетка: то, чем огорожено или отгорожено что-нибудь

Claustrum (ограда мозга) – скопление серого вещества, разделяющее базальные ганглии и кору больших полушарий

Cementum (цемент) – нечто связующее, скрепляющее, объединяющее кого-либо или что-либо

Cementum (цемент зуба) – специфическая костная ткань, покрывающая корень и шейку зуба, служащее для плотного закрепления зуба в костной альвеоле

Sustentaculum (опора) – то, что поддерживает или удерживает что-либо в постоянном положении, на что опирается кто-либо или что-либо

Sustentaculum tali (опора таранной кости) – отросток пяточной кости, на который опирается таранная кость

Adminiculum (подпорка) – подставка, брус, которым подпирают что-либо

Adminiculum lineae albae (подпорка белой линии) – связка треугольной формы, образованная расширением белой линии живота и прикрепляющая ее к лобковому симфизу

Рис. 1. Схема формирования концептуальной метафоры

Рис. 2. Месторасположение порога носа limennasi

Просмотров работы: 67