Ученый, учитель, романтик - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Ученый, учитель, романтик

Черномаз Д.Д. 1, Павлова М.М. 1, Лебедева Е.Н. 1, Калиева Е.Б. 1
1ОрГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Начало творческого пути Л.Е. Олифсона относится к 1936-39 годам, посвященным вопросам органической химии - синтезу производных хинолина на основе ацетилена, что стало кандидатской диссертацией «Действие щелочей на кетоны», успешно защищённой 5 мая 1941 года в совете Белорусского университета.

В годы войны всё его творчество направленно на нужды армии и внедрено в производство. Им подготовлен способ получения жидкости для заполнения приборов военных самолётов, предложил способ получения и изготовления дубильного экстракта из хромитовых руд для выделки кож, из которых шили армейские водонепроницаемые полушубки, для пропитки валенок.

На этом он не останавливался: разработал способ получения мыла с антипаразитарными свойствами, что спасло тысячи жизней солдат, и в тылу от инфекционных заболеваний. В годы войны его деятельность была направлена на получение лекарственных медикаментов: получение чистого хлорида натрия, некоторых витаминов, сульфаниламидов, инвертного сахара и других лекарственных препаратов.

В послевоенное время встали другие задачи, которые носили, как правило, экологическую или медицинскую направленность.

Во-первых, научные направления были связаны с применением химического анализа в медицине, изучение состава пищевых продуктов, гидрохимии природоохранительной деятельности. В основном это был органический синтез новых лекарственных препаратов, получение красителей из отходов промышленности.

Им впервые была расшифрована химическая природа микотоксинов -продуктов жизнедеятельности микроскопических грибов, которые поражали злаковые культуры, при этом возникала «септическая ангина» - болезнь в последствии названа «алиментарно-токсическая алейкия», поскольку связана с группами людей, употребляющими в пищу перезимовавшего под снегом зерна. Болезнь характеризовалась уменьшением количества лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов в крови, вследствие угнетения кроветворения, что приводило к летальности.

Он предложил способы обезвреживания токсического зерна и путей его дальнейшего использования, при этом он впервые выделил из перезимовавших злаков чистые токсические вещества, определил их состав и строение. Свои результаты были изложены в 1944-45 годах в г. Чкалове на конференции института эпидемиологии и микробиологии имени Мечникова, 1-го Харьковского медицинского института и в г. Москве на республиканском вещании по алиментарно-токсической алейкии.

Он выделил из перезимовавшего под снегом зерна (просо) токсический стерол, дал ему название «липотоксол» и установил структурную формулу. Проводя опыты с искусственно зараженным зерном проса плесневыми грибами Tusariumsporotruhiella, были выделены два токсических гликозида спорофузарин и поэфузарин. При испытании биологического действия им была обнаружена картина отравления, характерная для алиментарно-токсической алейкии. Этими исследованиями Олифсон внёс значительный вклад в решение проблем микотоксикозов, что принесло ему заслуженный авторитет в нашей стране и за рубежом.

Большая часть исследований Олифсона посвящена изучению химического состава пищевых продуктов, направленная на проблемы питания здорового и больного человека.

С этой целью во второй половине 60-х - начале 80-х годов тематика была направлена на изучение липидного состава зерновых культур, возделываемых в Оренбургской обл.: просо, ячмень, горох, сорго, нут, суреница и тд. При этом были выделены липиды всех классов, свободные жирные кислоты, витамины, стерины, пигменты, флавоноиды, разработаны схемы выделения этих органических соединений в различных сортах этих культур. При исследовании липидов, выделенных из просяной мучели, было выделено органическое вещество - «милиацин», который получил широкую известность Олифсона и его учеников.

Новизна первых результатов отражена в работах М.К. Федориновой (1975), М.М. Павловой (1972 и 1983).

Работам по милиацину нашли широкое применение сотрудники ряда клинических кафедр ОРГМА, получен новый лекарственный препарат на просяного масла в гнойной хирургии, лечение трофических язв, ожогов, ран.

Дальнейшие исследования продолжаются на кафедре «Патологической физиологии» под руководством Б.А. Фролова и на кафедре химии.

В результате исследований установлена способность милиацина ограничивать окислительный стресс, что связано с мембраностабилизирующим действием тритерленоида, повышением устойчивости мембран к АФК-индуцируемой липоксидации.

Результаты работы О. В. Калининой и соавторов раскрывают новые аспекты протективного влияния милиацина, связанные с его участием в регуляции редокс-баланса клетки путем отмены метотрексатиндуцированной экспрессии гена проксидантного белка сур-2е1 и восстановление экспрессии гена, кодирующего один из ведущих факторов антиоксидантной защиты - glu red.

Олифсон был учителем с Большой буквы. Учебная и методическая работа кафедры химии, несмотря на трудности военных лет, была направлена на будущую профессиональную деятельность студентов-медиков. Олифсон всегда начинал свою вступительную лекцию студентам 1 курса со слов великого учёного и мыслителя Ломоносова о роли химии в подготовке врача: «Медик, без довольного познания химии, совершенен быть не может».

Преподавательской деятельности Олифсон уделял особое внимание, бывшие студенты помнят его эрудицию, увлечённость, эмоционально окрашенные лекции, имевшие медицинскую направленность. Олифсон внедрял в учебный процесс современные и оригинальные методы обучения.

Большой интерес Олифсон проявлял к студенческой науке, считал, что она имеет и воспитательное значение. У него был достаточно широкий кругозор видения научных проблем - и его хватало на всё: он удивительно хорошо ориентировался в быстро крутящемся «водовороте жизни, на стыке биологии, химии, экологии, гигиены».

Большой романтик отличался искренностью, детской наивностью, но главное – добротой; создавал обстановку доверительности и побуждал к общению, он был остроумным, честным и чистым, неравнодушным и одухотворённым, строгим, сердитым и расслабленным, бескорыстным, опережая на многие годы то время, в котором он жил.

Его научные идеи до сих пор востребованы во многих академических институтах России и других странах.

Просмотров работы: 46