НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ У ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ У ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Сазонтова Н.В. 1, Бойко А.В. 1
1МГУ Невельского, Владивосток
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение – сложный, многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, который связан с выбором стратегии взаимодействия, восприятием и пониманием людьми друг друга [6].

Полноправно общением можно называть процесс, в котором одномоментно происходит: обмен информацией, взаимодействие, понимание, познание других людей, переживания эмоций, что характеризует общение как взаимную деятельность [3].

Общения включает в себя и разделяет личностное общение как «субъект – субъект», и «субъект – объект» как профессиональное взаимодействие, направленное на предметный мир.

С.Л.Братченко и С.А.Рябченко при анализе стиля педагогического общения используют четырёхкомпонентную структуру общения, в которой выделяют личностный, эмоциональный, когнитивный и зависимый от них поведенческий компоненты общения [1].

Стиль общения – как способ, при помощи которого человек выстраивает свои отношения с другими, в деятельности. Стиль является личностным образованием, он увязывает в единое целое личностные и индивидуальные свойства. Индивидуальный стиль, в процессе деятельности, помогает человеку опереться на его сильные стороны. [4]

Эффективность мышления и деятельности помогает развивать способность к распознаванию эмоций. Умение понимать последовательность перехода одной эмоции в другую, сохранять или изменять свое эмоциональное состояние и эмоции другого человека является одним из компонентов продуктивной коммуникации.

Эмоции в нашей жизни играют положительную и отрицательную роль, что служит стимулом для развития человека, в обосновании его внешних и внутренних условий. Эмоциональные барьеры в общении снижают реализацию духовно-психического потенциала индивида [2]. Положения современных концепций позволяют заключить, что функция эмоции состоит в ее оценки значимости происходящего. Эмоции направлены на закрепление и актуализацию индивидуального опыта человека. Именно эмоции представляют собой меру целостности мироощущения индивида.

Межличностное взаимодействие требует эмоционального отклика и сознательной регуляции. Эмоциональные свойства характеризуют индивидуальные особенности эмоционального реагирования типичные для конкретного человека.

В межличностном взаимодействии основное внимание уделяется эмоциональной составляющей сообщения. Способность к различению и анализу собственных состояний и состояний собеседника, помогает человеку сохранять устойчивую психологическую позицию. Управление эмоциями, дает возможность качественному восприятию информации. Способность выразительно проявлять эмоции, быть гибким к различному эмоциональному взаимодействию с другими, способствует сближению на эмоциональном уровне, расширяет возможности продуктивного взаимодействия, деятельности и развития личности.

Эмоциональные барьеры оказывают влияние на эффективность в общении, препятствуют адекватному обмену информации между партнерами, что является препятствием на пути к достижению цели. Человек способен выявлять барьеры, мешающие межличностному общению, повышая тем самым качество взаимопонимания и социального взаимодействия [2].

Барьеры возникают по объективным и субъективным причинам, имеют отношения к личностным характеристикам человека, имеют характер социального воздействия на личность, обладают функцией стабилизации психических процессов, формирует потенциал развития личности, стимулируют раскрытие ресурса. [5]. Барьеры зависят от личных свойств индивида, ситуации, в которой развивается общение ее участников.

Цель нашей работы – исследовать направленность в общении у педагогов с детьми с расстройством аутистического спектра. В исследовании приняли участие 18 педагогов работающими с детьми с аутистическим спектром. Для эмпирического исследования были выбраны следующие методы и методики: направленности личности в общении НЛО – А, С.Л. Братченко; диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко. В исследовании принимали участие 18 педагогов работающими с детьми с аутистическим спектром.

Результаты исследования и их обсуждение

Методика направленности в общении позволила определить количественный показатель выборов респондентов (таблица 1).

Таблица 1 – Результаты диагностики направленности в общении у педагогов

Выраженная направленность в общении

кол-во респондентов

альтероцентрическая

1

авторитарная

0

индифферентная

7

конформная

7

манипулятивная

3

7 выборов индифферентной направленности, 7 выборов конформной направленности в общении, 3 выбора манипулятивной направленности, 1 выбор альтероцентрической направленности и 0 выборов авторитарной направленности личности у педагогов. Наибольшее число выборов указало индифферентную и конформную направленность.

Результаты диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях определило присутствие всех трех видов мотивационных ориентаций в межличностном взаимодействии у каждого респондента (таблица 2).

Таблица 2 – Результат диагностики мотивационных ориентаций в

межличностных коммуникациях у педагогов

Шкалы:

Значения

шкал

Количество

респондентов

1 – ориентация на принятие партнера

высокое

14

среднее

4

низкое

0

2 – ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера

высокое

15

среднее

3

низкое

0

3 – ориентация на достижение компромисса

высокое

8

среднее

10

низкое

0

4 – абсолютная гармоничность коммуникативных ориентаций

высокое

12

среднее

6

низкое

0

Результаты имеют средний и высокий показатель мотивации, как по отдельным шкалам, так и по общему показателю характеризующего абсолютную гармоничность коммуникативных ориентаций, при этом отсутствуют выборы низкого уровня коммуникативных ориентаций.

Результаты по диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении представлены в Таблице 3.

Таблица 3 – Результат диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении у педагогов

Наименование шкал

Количество

респондентов

Неискренность в ответах

0

Эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами

2

Есть некоторые эмоциональные проблемы в общении

8

Эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие

6

Эмоция мешают устанавливать контакты с людьми

2

Исходя из данных таблицы, мы можем видеть, что респонденты искренне в ответах и способны оценить себя со стороны. У 2 из 18 человек эмоции не являются препятствием в общении. 8 респондентов имеют некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 6 из 18 испытуемых ежедневно используют эмоции, способные осложнять общение с партнером. 2 человека возможно подвержены дезорганизующим реакциям или состояниям.

Выводы

1. Результаты исследования по методике направленности личности в общении у педагогов показывают выборы индифферентной направленности в общении у 7 респондентов. Такая форма взаимодействия исключает само общение с его целями и задачами, вытесняет потребности личности. Коммуникация направленна на внекоомуникативные проблемы, общение становится формальным. У 7 испытуемых выражен результат конформной направленности, где ориентация личности направленно на реализацию интересов партнера. Конформность определяет стремление к компромиссу, помогает в достижении совместных целей, является инструментом социализации индивида. 3 выбора манипулятивной направленности выражают игнорирование эмоционального состояния партнера, при этом присутствует способность к убеждению и побуждению другого к действию. Индивидуум может отличаться самостоятельностью и развитой ценностью собственных интересов. В конфликте используется стратегия сотрудничества. Альтероцентрическая форма коммуникации представлена в одном выборе, где раскрывает желание личности понять другого с целью полного удовлетворения его интересов. Эмоции партнера воспринимаются как собственные. Альтероцентрическая направленность неустойчива, проявляется в момент сопереживания партнеру.

2. По результатам методике диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях все выборы имеют средний и высокий показатели. Ориентация на принятие партнера – является основой принятия другого как равного себе. Ориентация на адекватное восприятие и понимание партнера – развивает эффективное взаимодействие, используя эмоциональную компетентность респондента. Средние и высокие показатели стремления к достижению компромисса формируют бесконфликтное развитие отношений.

3. Результат диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении указывает на искренность респондентов и способность оценить себя со стороны. Для двух испытуемых эмоции является инструментом в выстраивании коммуникации. У восьми человек эмоции влияют на общение, но не затрудняют его. Показатели шести респондентов определяют, что эмоциональные процессы способны усложнять коммуникацию и привести к неудовлетворенности во взаимодействии. Два показателя определяют подверженность дезорганизующим реакциям, что мешает устанавливать отношения, и может быть причиной психосоматических проявлений.

Таким образом, мы можем заключить, что респонденты нашей группы мотивированы на адекватность восприятия, принятия, понимания партнера. Для испытуемых важен поиск в достижении компромисса, стремление к налаживанию гармоничной коммуникации. В арсенале испытуемых присутствуют эмоции способные влиять, либо осложнять взаимодействие с партнером. По результатам анализа направленности в межличностном общении, мы можем видеть сформированность индивидуальных стилей коммуникации определяющих деятельность респондента, а именно индифферентную, конформную, манипулятивную и альтероцентрическую. Важно отметить, что при разнообразии стилей и присутствии эмоций способных влиять на качество взаимодействия, в группе преобладает средний и высокий показатель мотивационных коммуникативных ориентаций, что реализует направленность личности в общении.

Список литературы

1. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Метод, пособие для школьных психологов, Текст. / С.Л: Братченко. — Псков: Изд-во Псковского области, ин-та повышения квалификации работников образования, 1997

2. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. М.: Академия, 2011. 354 с.

3. Захараш Т.Б. Психология общения: учебное пособие; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. Филиал в г. Ростове-на-Дону. [Электронное издание]. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 116 с.

4. Маствилискер Э.И. Индивидуальный стиль общения в совместной деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и её педагогические аспекты.  Пермь: НГПИ, 1985. ­ С. 14­-30.

5. Нижниченко Н.Б. Socialpsychology. Учебнометод. пособие. М.: 2013.

6. Панфилова А. П. П167 Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.

Просмотров работы: 5