Правовые основы социальной работы с неблагополучными семьями - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Правовые основы социальной работы с неблагополучными семьями

Хайретдинова А.К. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В российском обществе происходят изменения, среди которых возрастание неблагополучных семей и желание наших законотворцев через нормативно-правовые акты помочь таким семьям. Приведём статистику на 2021 в Российской Федерации: по данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неблагополучной семье [1].

Также по данным, представленным в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, размещённой на сайте Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей можно увидеть, что количество полных семей неуклонно сокращается на 11,2%, а процент неполных семей растет на 3% [2].

Неблагополучные семьи — это семья, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются [3].

Например, дети в таких семьях могут находиться без присмотра, бывают голодными, потому что дома не всегда есть продукты. Они не получают необходимого лечения, не учатся, носят не соответствующую сезону и возрасту одежду, подвергаются насилию и т.д.

Стоит отметить, что за последнее пару десятков лет в Российской Федерации система социальной защиты населения претерпела существенные изменения. В начале прошлого века социальная работа ограничивалась предоставлением социальных выплат и льгот престарелым и инвалидам, в особенности после прихода к власти большевиков. Но, стоит отметить, что в настоящее время система социальной работы, точнее защиты и помощи населения представляет собой обширную службу по обеспечению достойной жизнедеятельности пожилых, инвалидов, сирот, семей с детьми, семьи с одним родителем; включает широкий перечень определенных мер, через нормативно-правовые акты, направленные на сокращение и профилактику социального неблагополучия граждан.

Система работы социальной защиты населения в Российской Федерации начинает приобретать все более важный и перспективный характер. Появляются целые направления работы, которые связаны с развитием самой социальной сферы, а также направленной на обеспечение благополучного и перспективного будущего жителей страны. Специфика социальной работы в Российской Федерации, через призму нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ заключается в экономическо-материальной, медико-социальной, психологическо-педагогической помощи населению Российской Федерации.

Рассмотрим перечень нормативно-правовых актов регулирующих вопрос о неблагополучных семьях в Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом федеральных и Законов субъектов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение неблагополучных семей, также стоит упомянуть и международное право, в частности «Конвенцию о правах ребенка» одобренная Генеральной Конвенцией ООН.

Приведём основные нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с неблагополучными семьями:

· Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 №223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. №17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. №1 ст. 16

· Федеральный закон от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

· Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

· Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"

· Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

· Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В 7 статье Конституции Российской Федерации отмечается, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [4]. Конституция РФ является основным законом в нашей стране. В частности, она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство. Определяется, что неблагополучные семьи так же являются частью социума, следовательно, их права и обязанности такие равные, как и у остальных семей.

В Российской Федерации в основе семейного права лежит Семейный Кодекс Российской Федерации. В нем прописаны основные права и обязанности родителей и детей. Рассмотрим статью первую, Семейного кодекса Российской Федерации: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» [5].

Основой семейного законодательства РФ служит институт семья, в частности укрепление её, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения друг к другу, взаимопомощи и ответственности каждого члена семьи, но в плане детей, с определенного возраста, недопустимости из стороны произвольного вмешательства кого-либо в личные дела семьи, обеспечения беспрепятственного и полного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты данных прав. В пример можно привести, если семья малоимущая, государство должно обеспечить достойные условия для выхода из этой ситуации: компенсация расходов на оплату коммунальных услуг; государственная социальная помощь; единовременная помощь для выхода семьи на самообеспечение; единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации; ежемесячное пособие на ребёнка или. Исходя из этого, можно сделать простой вывод, что государство всячески старается обеспечить гражданам достойную жизнь, но все же не все аспекты продуманы достаточно тщательно, но с развитием государства и общества, по нашему мнению, данные пробелы будут закрыты.

Другим значимым нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми, является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ. В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень социальных организаций, работающих с семьей [6]. Из этого положения следует, что так как семья - одна из важнейших институтов государства, её нужно охранять и заботиться о её процветании, так как именно семья определяет будущее и развитие государства, путем увеличения населения, развитии экономики, участия в делах государства и т.д.

Следовательно, если семья попадёт в трудную жизненную ситуацию, то социальные службы обеспечат ей выход из сложившейся ситуации и реабилитацию.

Также существуют ряд нормативно-правовых актов субъектов РФ, в частности Ульяновской области: Закон Ульяновской области от 06.11.2014, №174-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения Ульяновской области» ; Закон Ульяновской области № 153-ЗО от 05.11.2015 «Об оценке эффективности социально-экономических проектов нормативно-правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы мер социальной поддержки и мер социальной защиты населения».

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что семья очень важна для нашего государства, и оно постоянно старается через изменения или введения новых нормативно-правовых актов помочь или улучшить жизнедеятельность и развитие семьи, но также стоит отметить, что в нашей стране не хватает НПА для полной поддержки неблагополучных семей, и требуются все больше усилий для развития данного направления. Также немаловажным препятствием является бюрократические проблемы в плане получения определенной помощи от государства и малая осведомленность населения через средства массовой информации о новых методах помощи от государства. Также одной из приоритетных задач государства должно являться создание и укрепление специализированных социальных учреждений, которые оказывают помощь неблагополучным семьям.

Список использованных источников

1. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.r (Дата обращения 25.01.2023)

2. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. –. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. – 160 с.

3. Скачкова Г.С. Право социального обеспечения. Общая часть: учебник / коллектив авторов; под ред. М.О. Буяновой. — Москва: КНОРУС, 2021. – 224 с.

4."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

5. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022)

6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Просмотров работы: 1064