Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми людьми - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми людьми

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Малообеспеченность пожилых граждан растет с каждым месяцем, а доходы остаются на прежнем уровне.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше – это долгожители.

К пожилым относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям [5].

Люди, достигшие пожилого возраста, нуждаются в общении, в реализации своего нерастраченного жизненного потенциала, творческих возможностей. Жизнь пожилых людей — это не только удовлетворение материальных потребностей, но и полноценное существование, которое предполагает удовлетворение социальных и духовных потребностей. Социально-культурная деятельность является одним из способов адаптации пожилых людей, в процессе которой удовлетворяются духовные потребности и реализуются творческие способности. Такая деятельность положительно влияет на социально-психологическое состояние людей пожилого возраста. В современном мире возникает острая необходимость организации досуга и отдыха лиц пожилого возраста.

Понятие социально-культурная деятельность восходит своими корнями к термину социокультура, который впервые был введен Петеримом Сорокиным. Он называл социокультурой тот суперорганический мир, ту новую вселенную, которая создана человеком. По словам П. Сорокина: «Социокультура включает следующие составные части: бесконечно богатую идеологическую совокупность смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, экономических, политических, социальных теорий и т.д.; материальную культуру, представляющую предметное воплощение этих смыслов и охватывающую все, начиная с простых средств труда и кончая сложнейшим оборудованием; все действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивидами и их группами используется тот или иной набор смыслов». Несмотря на то, что П. Сорокин не использует термин социально-культурная деятельность, в содержание социокультуры он уже закладывает деятельностное начало, что можно констатировать в третьей составной части [9].

С. Г. Киселёв и О.В. Краснова под досугом подразумевают сферу свободного, нерегламентированного времени человека, возможность выбора досуговых занятий, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения и т. д. [3].

Активное взаимодействие с окружающими, общение, расширение социально-культурных контактов — одно из условий достойной жизни. Досуг и отдых являются важными в жизни людей пожилого возраста, особенно, когда их участие в трудовой деятельности затруднено.

Большинство пожилых людей не могут организовать досуг самостоятельно. Во-первых, зачастую ограничения носят чисто финансовый характер. Во-вторых, в нашей стране не так много общественных мероприятий для лиц преклонного возраста. В-третьих, для некоторых из приведенных форм организации досуга требуются определенные навыки, которые нужно постоянно развивать. И, в-четвертых, неблагосклонной является сама атмосфера социального окружения [7].

По мнению Холостовой, целевая направленность культурно-досуговой деятельности, адресованной пожилым, определяется особенностью данной аудитории. Она заключается, прежде всего, в том, чтобы помочь человеку сформировать представление о старости как о времени дальнейшего раскрытия творческих сил и способностей, адаптироваться к более новым социальным ролям, стилю и образу жизни; создать условия для проявления и максимального использования знаний, умений, навыков, жизненного опыта пожилых людей [5].

Социально-культурная деятельность в данном аспекте социальной работы заключается в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, причиной которой стали проблемы социально-психологического характера, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию пожилых людей, которые нуждаются в такой помощи.

Также одна из задач социально-культурной деятельности состоит в том, чтобы каждого пожилого человека привлекать в повседневные социальные контакты, научить поддерживать цивилизованные отношения с родственниками, с соседями и другими людьми в социально-культурных условиях [1].

Социально-культурная деятельность людей пожилого возраста прежде всего формируется на расширении самостоятельных связей с социальной средой. Интересы пожилого человека нельзя представить без приобретения им навыков самостоятельного поиска и развития межличностных контактов, участия в общественно-полезном труде, организации повседневного досуга и отдыха [4].

Для организации досуга и отдыха пожилых людей основными направлениями работы могут быть физические упражнения, садоводство и огородничество, экскурсии, прогулки, посещение кинотеатров, концертных залов, выставок, чтение книг, просмотр телепередач, встречи с родственниками и друзьями, уход за животными, где вовлечение пожилых людей в общественную работу играет важную роль. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и людей старческого возраста в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

Общение пожилых людей нужно рассматривать не только как повторную социализацию, но и как фактор социально-психологической реабилитации. В таком случае он приобретает характер не столько непосредственно существующего момента в жизни пожилых людей, сколько искусственно организуемого, сознательно выстраиваемого процесса.

Организация досуга и отдыха людей пожилого возраста предполагает такой вид деятельности, который дает человеку чувство удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать новые знакомства и приобрести возможность самовыражения или творческой деятельности.

Огромную роль в повышении условий социальной активности пожилых людей занимают всевозможные клубы, социально-культурные учреждения. Главной задачей этих организаций является предоставление возможности интересно и приятно проводить свое свободное время, а так же здесь пожилые люди удовлетворяют свои культурно-просветительские потребности, устанавливают новые контакты, находят друзей по интересам. Такие учреждения должны предоставлять пожилым гражданам услуги, помощь, определенные советы, организовывать отдых и развлечения [10]. Для наиболее активных людей они должны быть местом полезной и нужной окружающей деятельности. В целом можно сказать, что целью учреждений, которые занимаются повышением социальной активности пожилых граждан, является удовлетворение духовных потребностей. При составлении и реализации социально-культурных программ, для пожилых людей следует учитывать не только проблемы, но и особенности данной категории. Ведь люди пожилого возраста обладают повышенной социальной активностью, они инициативны, хотят самостоятельно действовать и принимать решения, делиться своим жизненным опытом [10].

Главное предназначение клубов – это помочь пожилым людям социально адаптироваться, преодолеть замкнутость, одиночество, предоставить возможность общения по интересам, помочь в установлении и поддержании социальных связей [8].

Социальные учреждения должны сотрудничать в тесном контакте с органами местного самоуправления, с учреждениями культуры, с библиотеками, вести просветительскую работу в проведении праздничных мероприятий для людей пожилого возраста. Полезно организовывать клубы по интересам не только в городских округах, но и в сельской местности. Необходимо привлекать людей пожилого возраста для активного участия в этих мероприятиях не только как зрителей, но и как участников.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

- спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

- поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

- забота о животных;

- хобби (разнообразная деятельность по интересам);

- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

- игры (настольные игры, компьютерные игры)

- развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

- общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).[7]

Социальные проекты и социально-культурная деятельность для людей пожилого возраста должны быть направлены на то, чтобы помочь пожилому человеку сформировать представление о старости как о времени дальнейшего раскрытия творческих сил и способностей, адаптироваться к стилю и образу жизни; создать условия для проявления и использования знаний, умений, навыков, жизненного опыта. Для многих пожилых людей участие в социально-культурной деятельности должно стать своеобразным способом социальной реабилитации их прошлого, которое представляет для них особую ценность [2].

Таким образом социально-культурная деятельность с пожилыми людьми должна быть ориентирована, на предоставление возможности посредством разносторонней социально-культурной и досуговой деятельности, оставаться активными гражданами, на повышение качества жизни, укреплению чувства собственного достоинства.

Список использованных источников:

1. Бодрин А. В., Таболько Л. А. Особенности досуговой деятельности пожилых людей // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 739–741.

2. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. — СПб, 2004.- 430 с.

3. Киселёв С. Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации. — Самара, 2006. — 120 с.

4. Социально-культурная работа с пожилыми людьми [Электронный ресурс] // [email protected] Якушев Л. П. Досуг: Учебное пособие. — М., 2005. — 103 с.

5. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М., 2002. – 140 с.

6. Иванова Н. И. Работа клубных учреждений с возрастными группами населения : метод. материал / Н. И. Иванова ; Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы. - М. : ВНМЦНТИКПР, 1986. - 29 с.

7. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004.-539 с.

8. Сухова, Л. С. Организация досуга и свободного времени пожилых людей. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты [Текст] : сборник трудов / Л. С. Сухова ; под ред. А. В. Флинта. – М. : Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2008. – 176 с

9. Ивин, А.А. Философия истории: учеб. пособие [Текст] / А.А. Ивин. - М.: Гардарики, 2000. – С. 25

10.Кудрявцев, Л.Д. Современное общество и нравственность / Л.Д. Кудрявцев. – М., 2006. – 140 с

Просмотров работы: 260