Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Российской Федерации в настоящее время разработан и реализуется ряд нормативных правовых актов, касающихся прав и возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на участие в жизни общества, получение образования и социальной поддержки. Категория детей с ОВЗ очень разнообразна, к ней относятся дети с нарушением слуха, речи, зрения, опорно – двигательного аппарата, с задержкой психологического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра. Дети с ограниченными возможностями здоровья самостоятельная категория, которые не получили группу инвалидности, но имеют нарушения функций организма. Такие дети нуждаются в особом уходе. На сайте Федеральной службы государственной статистики численность детей – инвалидов в реестре на 1 января 2022 года составляет 729 тысяч, а год назад на 1 января 2021 года было 704 тысячи человек.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 №181-ФЗ (последняя редакция)

На современном этапе решение проблем помощи детям с ограниченными возможностями здоровья носят актуальный характер, ввиду закрепления положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с ОВЗ, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ (последняя редакция), целью которой является социализация людей с ОВЗ.

Перед нашим обществом стоит проблема вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум, их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. В связи с этим актуально требование поиска новых форм обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в рамках инклюзивного образования.

Во все исторические эпохи отношение к человеку с ограниченными возможностями здоровья в обществе определялось множественным комплексом факторов, среди которых ведущими являются уровень развития производительных сил общества, система экономики, характер производственных отношений, а также ряд надстроечных факторов, таких как политические, нравственные, религиозные, философские и другие воззрения общества.

Советский и российский учёный-психолог и педагог, профессор, доктор педагогических наук Малофеев Н.Н. проанализировал и систематизировал эволюционные этапы изменения отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями здоровья, представил этапы становления европейской и отечественной систем специального образования в контексте развития мировой цивилизации. Им выделено пять периодов, которые отражают эволюционные и революционные отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья от античных времен до наших дней и три этапа становления системы специального образования:

- первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии;

- второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям;

- третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей (с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых); от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права детей на образование. Данный период соотносится с первым этапом становления системы специального образования;

- четвертый период - от осознания необходимости обучения трех категорий детей (с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых) к пониманию необходимости обучения всех детей. Для системы специального образования это второй этап - этап развития и дифференциация системы специального образования;

- пятый период - от равных прав к равным возможностям; от изоляции к интеграции, инклюзии. Ведущей тенденцией третьего этапа развития системы специального образования является интегрированное, инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [5, с. 21].

В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности [8, с. 20].

Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни [7, с. 313].

Одна из наиболее актуальных проблем общества - социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Реабилитация социальная – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс [6]. Такие дети и их семьи нуждаются в особом подходе и помощи, в компетентной социальной, психологической, педагогической и других видах помощи. И для того, чтобы её своевременно получить, необходим комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценного функционирования личности и ее семьи.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в реабилитационных центрах, цель деятельности которых заключается в содействии становлению и развитию личности ребенка, привитии необходимых жизненных навыков, интегрировании в социум.

Реабилитационные мероприятия, осуществляющиеся в таких центрах, включают большой спектр направлений: начиная социально-медицинской, заканчивая социально-психологической деятельностью.

Важное место в процессе обучения и воспитания особенных детей отводится социально-психологической реабилитации, которая помогает ребенку-инвалиду адаптироваться в социуме и приспособиться к различным условиям жизни.

Специалист по социальной реабилитации — это профессионал, призванный обеспечить перестройку психики и развитие заданных свойств личности ребенка с ограниченными возможностями с помощью организационных, педагогических и психотехнических средств, реализацию его потребности быть личностью, а также способствовать созданию определенного личного психологического комфорта и психологической защищенности. Работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями требует от каждого, кто избрал данную профессию, полнейшей самоотдачи, безграничной любви, уважения и веры в возможности ребенка, кажущегося безнадежным, глубоких профессионально-теоретических и практических знаний.

Деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристики: объективную и субъективную, являющиеся необходимыми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты социальной реабилитации, то есть те изменения в психическом и личностном развитии, которые возникают под влиянием реабилитационных воздействий. К субъективным — его личностные особенности.

Чтобы успешно реализовать цели социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, специалист по социальной реабилитации должен обладать глубокими и разносторонними знаниями. В этой связи ему необходимы:

знания об особенностях развития человека как личности;

знания об основных тенденциях общественного развития и требованиях, предъявляемых обществом к человеку. Знание особенностей общественного развития позволяет реально определять характер и содержание социально-реабилитационной деятельности, ее цели и задачи по формированию личности ребенка;

знания возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития ребенка как в норме, так ив патологии;

знания особенностей межличностных отношений и их влияние на развитие личности;

знания собственно социально-реабилитационных технологий, обладание практическим опытом, мастерством и интуицией.

Специалисту по социальной реабилитации надо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения.

Социально-реабилитационная работа нередко требует быстрой оценки сложившейся ситуации и срочного вмешательства специалиста. На помощь в этом случае может прийти интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств.

Вместе с тем профессиональные знания, умения и навыки в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, не могут сами по себе решать цели и задачи социальной реабилитации. Они выступают лишь необходимыми условиями. Решающее же значение, как показывает практика, оказывают личностные качества в совокупности с глубокими знаниями и умениями в области социальной реабилитации.

Специалист по социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности, выступает в нескольких ролях: воспитателя, родителя, учителя. Поэтому он должен обладать качествами, которые были бы присущи как заботливым родителям, так и специалистам разных профилей: педагогам, психологам, психотерапевтам и др [4, с. 189].

Список использованных источников

Федеральная служба государственной статистики 1999 – 2023. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 20.01.2023).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 №181-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (последняя редакция)

Акатов Л.И. А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

Н.А. Борисова Основы инклюзивной культуры: учебное пособие / [Н. А. Борисова и др.]; под общей редакцией О. А. Денисовой; составитель О. Л. Леханова. – Череповец: ЧГУ, 2021. – 214 с.

Плохова И.А., Бибикова Н.В. Глоссарий по социальной работе: учебнометодическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2020. – 36 с

Е.И. Холостова Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. М., 2002. - 308 с.

Просмотров работы: 279