Язык является важнейшим и совершенным средством общения между людьми, которое выполняет ряд функций организованной системы. [6]
В процессе развития языковой системы происходят различные изменения в словарном составе и в грамматической структуре. Данный процесс имеет название «типологические изменения». [6]
В широком смысле типология- это метод исследования на основе сложных объектов путем выявления общих и различных черт и выделения объектов в определенные классы. [5]
Типологические языкознания и лингвистики исследовались многими учеными с начала XIX века, такими как Антуан Арно, Клод Лансло и другими. [5]
Изучения основ типологии одновременно исследовались с сравнительно-историческим языкознанием. Изучая данные сферы, лингвисты старались отобразить типы языков в форме стадий единого исторического процесса формирования языков со всего мира. [5]
Согласно определению Т.Л. Бородиной, язык является системой, способной перекраивать свою систему, отбирая элементы с насыщенным функционалом. Таким образом, каждая языковая единица имеет определенную функцию в структуре слова любого языка. Функционирование каждой языковой единицы влияет на функционирование всей языковой системы. Следовательно данное функционирование имеет важную роль в определении структурного типа. [7]
Таким образом, современный английский язык на основе всех структурных изменений имеет ряд черт, среди которых можно выделить такие, как агглютинация. Рассмотрим данный термин подробнее.
Термин «агглютинативные свойства» и «агглютинация» рассмотрели многие ученые в своих работах.
Согласно определению Т.Л. Бородиной термин «Агглютинирующие (агглютинативные) свойства» называет свойства языков, в которых носитель значения, то есть слово, имеет аффиксальную структуру. Данное свойство характеризуется как присоединение («нанизывание») на корневую морфему аффиксов с грамматическим значением. [7]
Термин «агглютинация» рассмотрели В.Г. Гузев и А.А. Бурыкин. Согласно их исследованию, агглютинация – это ведущий способ оперативно-грамматического преобразования слова. Следовательно, в образовании новых лексических единиц ведущую роль играют суффиксы. [8]
Свойства агглютинации мы можем увидеть в таких языках как: японский, турецкий, малайский и другие. [3]
Нами были рассмотрены современный английский, турецкий и индонезийский языки.
В современном английском языке имеются герундий, инфинитив, причастие I и причастие II. Данные формы относятся к термину «неличные формы глагола». [2]
Существуют различия неличных и личных форм глагола в английском предложении по синтаксическому принципу. В то время как личные формы глагола могут выражать только одну функцию в английском предложении, например: сказуемое; неличные формы глагола способны выражать несколько, например: причастие в роли определения (прилагательное), причастие в роли обстоятельства (наречие), герундий в роли подлежащего (существительное) и т.п.
Способ агглютинацию в неличных формах глагола английского языка мы можем увидеть в их образовании. При агглютинации аффиксы однозначны, но в случае с герундием и причастием I это не совсем так: один и тот же аффикс образует две формы. Герундий образуется путем присоединения морфемы -ing к глаголу, например: toswim- swimm/ing. Причастие I образуется с помощью такой же морфемы, например: toclean- hasbeenclean/ing. А причастие II у правильных глаголов английского языка получается при помощи соединения морфемы -ed к глагольному инфинитиву, например: toannounce- hasannounc/ed. [1]
Проанализировав данные примеры, мы можем сделать вывод, что агглютинация в современном английском языке имеет наличие словообразовательных аффиксов с четко выделенными морфемными швами.[7]
Таким образом, в образовании неличных форм глагола аффиксы не сливаются с корнем слова, то есть их границу можно четко выделить. Мы рассмотрели следующие примеры неличных форм глагола в предложениях:
She began read/ing the letter.[4]
В данном предложении используется герундий reading, в котором мы можем выделить корень слова readи аффикс -ing.
It’s difficult for untrain/ed people to find work.[4]
В этом случае мы рассмотрели причастие II, где корень- trainи аффикс -ed. Как мы видим, в данной неличной форме глагола границу между корнем и аффиксами можно легко выделить.
Именно этот факт, что в неличных формах глагола граница между корнем и аффиксов видна без затруднений, указывает на одну из черт агглютинации.
Если мы рассмотрим агглютинацию в других языках, например, турецкий и индонезийский, то тоже сможем найти способ агглютинации. Таким образом, слово evlerinizden из турецкого языка содержит морфемы ev/ler/iniz/den, которые обозначают дом-множественное число-ваш. Таким образом, в данном языке мы можем увидеть «нанизывание» языковых единиц. [3]
Рассмотрим агглютинацию в индонезийском языке на примере слова mempertanggungjawabkan. Данное слово образовано при помощи присоединения аффиксов к глаголу tanggung jawab, которое переводится как учитывать. [3]
Проанализировав различные примеры, мы видим, что свойство агглютинации активно реализуется в проанализированных нами языках, в том числе в современном английском языке на основе неличных форм английского глагола.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в неличных формах глагола в английском языке присутствует проявление черты языка агглютинативного типа, потому что в данных формах имеется свойство агглютинации, то есть «нанизывание» аффиксов с определенным грамматическим значением к корневой морфеме. Именно поэтому неличные формы глагола указывают на тот факт, что в английском языке присутствуют черты языка агглютинативного типа.
Список литературы
Козлова Л.А. Теоретическая грамматика английского языка (на английском языке). Учебное пособие. – Барнаул: Изд – во БГПУ, 2005 – 249 с.
Грамматика английского языка : морфология, синтаксис : учебное пособие для вузов по направлению "Физиологическое образование" : доп. УМО вузов РФ / Н. А. Кобрина [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Перспектива : Союз, 2008. - 528 с.
Агглютинация. Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.2dde1037-636bc087-5bacd0f3-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Agglutination_(linguistics)
Неличные формы глагола: Инфинитив = Verbals in Depth: the Infinitive : учебное пособие / С. В. Майоршина. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018. - 96 с.
Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2001 - 312 с.
Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков: Учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 232 с.
Т.Л. Бородина. ОБЩЕГЕРМАНСКАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТАНТА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. - Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. – 29 с.
В.Г. Гузев, А.А. Бурыкин. ОБЩИЕ СТРОЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГГЛЮНАТИВНЫХ ЯЗЫКОВ. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-stroevye-osobennosti-agglyutinativnyh-yazykov/viewer