Научное изучение отклонений в поведении осуществляется в разных науках. Объяснение причин, условий и факторов, детерминирующих это социальное явление, стало насущной задачей. Тревожным симптомом является рост числа молодежи с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях.
Проблема девиантного поведения в современном обществе с каждым годом становится все более острой. С развитием информационных технологий люди стали иначе взаимодействовать друг с другом, что и приводит к проявлению девиантного поведения молодых людей. Проблема девиантного поведения студентов – это проблема, которая учитывает множество факторов, решение которой включает в себя огромный комплекс трудностей.
Проблемы девиации рассматривали многие ученые. Е. И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы». В. В. Ковалев рассматривает девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества». Я. И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».
Таким образом, при всем многообразии определений и характеристик, девиантное поведение можно трактовать как поведение, действие которого выходит за рамки принятых в окружающем обществе норм и правил.
В своем понимании природы девиантного поведения, в частности, девиантного поведения юношей, основополагающим является то, что в развитии происходит искажение, которое проявляется через поведение. Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [6].
Время учебы в колледже совпадает со вторым периодом юности, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Юношеский возраст как кризисный период развития человека даже в норме характеризуется рядом обстоятельств, осложняющих процесс социализации. Поэтому он выдвигается в качестве дополнительного фактора девиантного поведения.
Границы юношеского возраста достаточно условны. У разных исследователей существуют незначительные разногласия в определении возрастных границ юношеского периода развития человека. Т. Д. Молодцова считает, что юношеский возраст ограничивается 15-23 годами [1].
Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими периодами жизни, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вер-бально-логических задач и так далее. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Поэтому девиантное поведение студентов в первую очередь обуславливается социальными нормами. Социальные нормы – количественная и качественная характеристика требований общества, предъявляемых к процессам и условиям жизнедеятельности людей и социальных групп; эффективный механизм организации справедливых отношений между коллективами и отдельными личностями. Они служат средством ориентации социального поведения каждой личности или общности людей в определенной ситуации и средством контроля за их поведением со стороны общества. Социальные нормы (в отличие от других регуляторов общественного поведения) характеризуются: единством предписывающего и оценочного моментов; наличием средств социальной оценки и контроля; наличием определенных социальных санкций; внешней формой выражения.
В данном исследовании в понимании термина «социальная норма» мы придерживаемся определения, предложенного Л. В. Мардахаевым: «Социальные нормы – официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия» [6, с. 168-169].
Для нравственного становления в юношеском возрасте характерно формирование новых убеждений и идеалов. Особое значение в нравственном развитии имеют ценностные ориентации.
Одной из причин отклонений в поведении студента являются трудности в семье, которые дают начало девиантному поведению сперва школьника, а потом и студента. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: отсутствие взаимопонимания между взрослыми и детьми, тяжелое материальное положение, чрезмерная опека родителей над детьми. Родители не могут научить ребенка приспособиться к жизни в обществе, так как сами не могут найти в нем свое место.
Также проблемы в обществе у отклоняющейся молодёжи из-за неправильной самооценки. Самооценка, наряду с самосознанием, представлением о себе как субъекте деятельности и общения, является центральным образованием юношеского возраста. Функционально самосознание представляет единство трех сторон: самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции. Представление о себе формируется на основе оценок различных сторон своей личности, поэтому общая самооценка состоит из множества частных: оценки своих моральных качеств, способностей и возможностей в различных видах деятельности, внешности, положения в коллективе и др.
У большинства девиантных студентов выявляется неадекватная самооценка: она может быть заниженной или завышенной. При этом следует разделять заниженную самооценку в значимой области деятельности и в незначимой области. Например, известно, что ведущей потребностью юношеского возраста является потребность в общении со сверстниками. Поэтому, неприятие студента коллективом сверстников становится для него настоящей трагедией. Это может привести к тому, что у человека устанавливается заниженная самооценка, иногда переходящая в различные комплексы. В то же время юноша может особенно не переживать из-за неудач в спорте, если не относится к нему серьезно. Следовательно, эти неудачи не могут существенно повлиять на уровень адекватности его самооценки.
У студентов с отклоняющимся поведением, как правило, в результате неблагоприятных условий воспитания формируется заниженная значимая самооценка, которая вызывает неадекватные, острые переживания, робость, неуверенность, чувство неполноценности, неудовлетворенность своим положением в коллективе. Неадекватные переживания способствуют формированию отрицательных качеств. Чтобы избежать негативной оценки их личности и способностей, они начинают лгать, приспосабливаться, выдавать желаемое за действительное.
Социальные проблемы возникают также с молодежью с выраженным агрессивным поведением, аффективными переживаниями. В последнее время в связи с изменениями требований общества к личности человека внимание субъектов профилактики также заостряется и на пассивных детях. Пассивная позиция, занимаемая юношами и девушками, приводит к пассивному отношению к своим недостаткам. Подобное отношение имеет негативные последствия, как для самого студента, так и для окружающих. Так, например, юноша перестает признавать свои недостатки, не стремится их исправить, теряет «чувство реальности» в оценивании своих способностей, становится неспособным анализировать свое поведение и определить истинные причины своих неудач. Становится привычкой такой нерациональный способ решать проблемы, как уход от них – социально-пассивная форма отклоняющегося поведения (замкнутость, ограничение круга общения, употребление алкоголя, наркотических веществ и т. п.) [2, с. 206 – 211].
Так же, один из факторов – это то, что в неблагополучной семье ребенок усваивает асоциальный стиль поведения, что накладывает отпечаток на его поведение в дальнейшем при обучении в колледже.
Представляют интерес исследования, посвященные изучению причин и проявлений девиантного поведения студентов. Юношеский возраст, как кризисный период развития человека, даже в норме характеризуется рядом обстоятельств, осложняющих процесс социализации. Поэтому он выдвигается в качестве дополнительного фактора девиантного поведения.
Следует подчеркнуть, что одним из наиболее сложных вопросов исследования является вопрос о причинах девиантного поведения, о его детерминизме. Детерминистское объяснение означает выявление всего комплекса событий, явлений или процессов, воздействующих на изучаемое явление.
Причинность отвечает на вопрос: почему произошло событие? При изучении причин девиантного поведения приходится изучать механизм действия социальных законов. По мнению Г. А. Аванесова и А. И. Долговой, девиантность как социальное явление «намертво» связано с жизнедеятельностью реального, конкретного, существующего общественного организма, отражает экономические и социально-политические процессы.
Эта позиция отражает социологизаторский подход в объяснении причин отклоняющегося поведения, согласно которому отклонения в поведении имеют прямую зависимость от социальных условий существования людей.
Социологическая теория в качестве основных причин, вызывающих девиантное поведение, выделяет следующие:
разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой;
углубление противоречий между доминирующей в обществе культурой и разнообразными субкультурами;
разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями;
отчуждение личности от ценностно-нормативной регуляции, существующей в обществе;
утрата личностью морально ценностных ориентиров [5].
Практика показывает, что внешние и внутренние стороны одного и того же поведения могут не совпадать. За внешним лоском и мнимой воспитанностью может таиться циничная, глубоко аморальная натура человека. И, наоборот, что очень часто наблюдается у студентов, за внешней бравадой, кажущейся распущенностью скрывается желание выглядеть оригинальным, выглядеть личностью, которой известны все стороны жизни – и плохие, и хорошие. И если в последнем случае достаточно обычных мер нравственной корректировки личности, то в первом предстоит сложная, трудоемкая работа, направленная на перевоспитание.
Биологический компонент включает генетическую основу человека, особенности обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии и др.
С этой позиции интерес представляет градация отклонений в поведении, предложенная исследователем Н. Вайзманом. Он выделил следующие группы данного контингента:
1 группа – психически неустойчивые молодые люди, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. «Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны»;
2 группа – молодые люди с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. «Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя»;
3 группа – молодые люди с преобладающей расторможенностью влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. «Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны» [4].
В рамках педагогического процесса применяются различные трактовки типологии поведения личности с отклонениями в поведении.
В колледже одной из распространенных форм девиантного поведения является педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность студентов очень часто сочетается с дезадаптацией.
К. Роджерс трактует дезадаптацию как «состояние внутреннего диссонанса, заключающегося в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека». В этом определении дезадаптация рассматривается автором как внутриличностный конфликт самой личности. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Результат дезадаптации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей вплоть до принятия тех из них, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности («вор», «хулиган» «бродяга» и пр.).
Среди наиболее распространенных поведенческих отклонений, сочетающихся с дезадаптацией, можно отметить дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.
Признаками более масштабной – социальной дезадаптации в юношеском возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения студентов, связанных с зависимостью от видеофильмов, компьютерных игр, религиозных сект [7].
Сейчас мир современной молодежи – это мир социальных сетей и компьютерных игр. Погружение человека в мир компьютерных игр ведет к замещению в сознании молодых людей реального мира на виртуальный, отрицанию ими моральных норм и ценностей, проецированию своего поведения в игре в реальной жизни. А самое главное, молодые люди, увлекающиеся социальными сетями и компьютерными играми, забывают о простом человеческом общении, тогда как человек – это существо социальное, и общение необходимо для формирования личности [3, с. 142].
В колледже необходимо проводить профилактику девиантного поведения среди студентов, так как его проявление вызывает падение дисциплины, снижение качества образования, что сказывается отрицательно на рейтинге и репутации колледжа. Намного проще бороться с предпосылками проявления отклоняющегося поведения молодежи, чем исправлять уже свершившийся факт девиантного действия [8].
Чтобы избежать проявлений девиантного поведения студентов, колледжа должны создавать благоприятную среду для гражданского и духовного развития личности студентов, усилить работу по пропаганде здорового образа жизни, воспитывать самоорганизованность учащейся молодежи через развитие органов студенческого самоуправления, совершенствовать профилактическую и воспитательную работу [8].
Профилактику девиантного поведения студентов мы рассмотрели на примере «Ульяновского социально-педагогического колледжа». Нами было установлено, профилактическая работа в колледже проводится социальным педагогом. Социальный педагог — это специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, подростками, молодёжными группами и объединениями, взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. Работа социального педагога «Ульяновского социально-педагогического колледжа» осуществляется на основе устава колледжа.
Цель данного специалиста — создание условий для полноценного развития личности, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения студентов в колледже, семье.
Социальный педагог колледжа осуществляет следующие функции:
1. Аналитико-диагностические:
• постановка социального диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей, социально-бытовых условий жизни студентов, семьи, социального окружения, выявление негативных и позитивных влияний на студента;
• установление причины негативного поведения.
2. Прогностические:
• прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;
• определение перспектив процесса саморазвития или самовоспитания личности;
• планирование социально - психологической работы на основе анализа результатов за предыдущий период.
3. Организационно - коммуникативные:
• включение в процесс воспитания педагогических работников колледжа, родителей, психолога;
• установление деловых и личностных контактов;
• создание условий для раскрытия способностей обучающихся, совершенствование их в совместной с педагогами и сверстниками социально- значимой деятельности, отвечающей интересам и природным склонностям подростков к общению, творчеству;
• формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для социальной адаптации, закрепления в профессиональной деятельности.
4. Координационно-организаторские:
• организация социально-значимой деятельности в микросреде, влияние на разумную организацию досуга;
• включение студентов в различные виды полезной деятельности с учётом психолого-педагогических требований.
5. Социально-профилактические и реабилитационные:
• организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного поведения;
• влияние на формирование нравственно - правовой устойчивости.
6. Социально - педагогическая поддержка и помощь студентам, обучающимся в колледже:
• оказание помощи в саморазвитии, самопознании, самооценки, самоутверждении;
• своевременное оказание социально - правовой помощи и других видов помощи семьям и детям группы социального риска.
7. Психологические:
• установление доверительных отношений со студентами;
• оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятие депрессивного состояния;
• оказание содействия в изменении отношения сткудента к жизни, к себе.
8. Посреднические:
• осуществление связей, в интересах обучающихся, между семьёй, колледжем, ближайшим окружением.
9. Охранно-защитные:
• защита прав и интересов личности в соответствии с правовыми нормами в области образования, здравоохранения, имущественных и жилищных прав;
• взаимодействие с органами социальной защиты, правоохранительными органами;
• защита прав студентов в его жизненном пространстве;
• реализация юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные действия.
Так как девиантное поведение студента – это естественная реакция студента на условия жизни, в которых он оказался. Поэтому основной задачей борьбы с девиантным поведением студентов является организация специальных профилактических мероприятий, способствующих снижению возможности возникновения любого рода общественно опасных ситуаций [2]. Социальный педагог в колледже ежегодно проводится целый комплекс мероприятий по профилактике девиантного поведения студентов, прежде всего, это:
– разработка годового плана и индивидуальных планов: плана работы совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди студентов колледжа, плана работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, плана работы с «трудными» обучающимися;
– проведение программ и мероприятий по профилактике наркомании, ВИЧ/СПИДа, табакокурения, алкоголизма и пропаганде здорового и безопасного образа жизни, исключающего участие в экстремизме, терроризме и коррупционности,
– проведение месячника по профилактике ВИЧ-инфекции и саморазрушающих видов поведения в студенческой среде;
– проведение акций против курения в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом и др.
Огромную работу по профилактике девиантного поведения делают кураторы групп на кураторских часах и в индивидуальной работе со студентами, так в студенческих группах проводились кураторские часы и тематические беседы со студентами, которые способствуют формированию у студентов чувства ответственности и дисциплины, представление о выбранной профессии, развитию их творческого потенциала и способност
Профилактика отклоняющегося поведения в студенческой среде эффективна при поддержании дисциплины и внутреннего распорядка, при высоком уровне организации мероприятий и занятий, при создании условий для успешной учебной и внеучебной деятельности, быта и жизни студентов.
Таким образом, проблема профилактики девиантного поведения студентов – это многосторонняя проблема, для решения которой требуются комплексные меры, включающие совместную работу учебных, общественных, воспитательных и правоохранительных структур.
Список литературы:
1. Айхорн, А. Трудный подросток / А. Айхорн. — Москва : Изд-во ЭКСО, 2001. — 304 c. — Текст : непосредственный.
2. Артамонова Я. В. Факторы девиантного поведения Российской молодежи: теоретико-методологический и социальный анализ /Артамонова Я. В., Барсуков С .С. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2021. — № 3. — С. 206 — 211.
3. Исмаилова Л.М. Правовое воспитание обучающихся как средство профилактики правонарушений в молодежной среде / Л.М. Исмаилова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №10 (52). – С. 143–145.
4. Шалагин А.Е. Типология подростков и молодежи, характеризующихся различными формами девиантного поведения / Шалагин А.Е., Шалагина А.К. // Вопросы педагогики — 2020. — № 4-1. — С. 289-293.
5. Маликова Е.В. Девиантное поведение молодежи: классификация, типология, проблемы / Маликова Е.В. — Текст: электронный // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2015. — №5-6. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-molodezhi-klassifikatsiya-tipologiya-problemy (дата обращения: 17.11.2022).
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / Л.В. Мардахаев. — Текст: электронный // Москва : Российский государственный социальный университет. — 2016. — 364 с. — URL: https://ibooks.ru/bookshelf/351776/reading (дата обращения: 17.11.2022).
7. Сажина Н.С. Особенности профилактики девиантного поведения студентов / Н.С. Сажина — Текст: электронный //Электронный ресурс. — 2018. – URL: www://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-studentov (дата обращения 17.11.2022).
8. Умархаджиева С.Р. Профилактика девиантного поведения среди студентов / С.Р. Умархаджиева — Текст: электронный // Педагогические науки. – 2017. – №6 (60). — URL: www://research-journal.org/category/2017/june2017/ (дата обращения 17.11.2022).