В последние годы труд добровольцев и волонтеров находит широкое применение в организациях социальной сферы, в том числе в организациях социального обслуживания населения. В социологической литературе существует множество определений понятий “доброволец” и «волонтер». Волонтёрская деятельность вызывает интерес отечественных и зарубежных психологов и социологов, таких, как Н. А. Потапова, Н. В. Ходырева, Е. Щекова, И. Левдер, О. Фетисова, Е. Буглак, Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская, Е. И. Холостова, Л. Е. Сикорская, М. Дарли, Д. Майерс, М. Олчман, П. Джордан и др. Мы присоединимся к мнению Е. И. Холостовой о том, что волонтеры (от англ. volunteer — доброволец) — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать неформально, работать бесплатно (в государственных, частных организациях медицинской, образовательной сферы либо социального обеспечения), или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры в современном значении этого слова — это члены общественного объединения социальной направленности [3, c. 120].
В подростковом возрасте актуальным видом деятельности является общение со сверстниками, в котором они учатся навыкам взаимодействия с обществом. Результатом такого учения является сформированная активная гражданская позиция, способствующая социализации детей [6, c. 4].
Вероятность стремления участвовать в добровольческой деятельности будет очень мала, если не будет мотивации. Этот компонент включает в себя различные предпосылки: бескорыстное желание делать добро, желание построить контакты с другими людьми, убеждение и чувство долга помогать нуждающимся, сформированное под воздействием общественного мнения, желание достичь каких-либо личных целей, потребностей. Однако, каждый человек будет иметь свои мотивы к волонтерству в зависимости от его потребностей, интересов, социального опыта, предпочтений. Оказываемая волонтерская деятельность может быть применена в разных областях социальной среды: учреждения для несовершеннолетних, учреждения по работе с людьми с инвалидностью, учреждения для пожилых и престарелых, медицинские учреждения, учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей [1].
В качестве примера работы волонтеров в сельской местности отметим, что на территории муниципального образования «Майнский район» на сегодняшний день действует 45 молодежных волонтерских объединений-это 955 участников, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, формированием правовой и нравственной культуры, патриотическим воспитанием. У волонтёров имеется большой опыт работы во всероссийских, региональных и муниципальных мероприятиях [5].
Одной из актуальных проблем в районе является организация досуга у детей с ОВЗ. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
В районе действуют микро реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, клуб «Пчёлка Майя». Учреждения проводят большую работу с данной категорией детей для их социализации. Волонтёрская общественность плотно заинтересовалась проблемой организации досуга детей, большое количество добровольцев выдвинули инициативу реализовать социальный проект, который научит волонтеров и детей не только дружить, но и вместе самосовершенствоваться и работать по принципу «ровесник-ровеснику».
Пространство развития «Феникс»-площадка для развития творческих способностей детей с ОВЗ. В рамках реализации проекта дети с ОВЗ вовлечены в творческие занятия и социальные мероприятия. Механизм реализации проекта осуществлялся посредством участия в нём волонтерского движения. Работа «Пространства творческого развития» построена по принципу обучения волонтёрами азам творчества детей с ОВЗ.
Шаг первый в реализации проекта - обучение волонтёров в рамках реализации проекта.
Шаг второй – обучение детей с ОВЗ, тренинги, мастер-классы, обучение прикладному искусству, вокальным навыкам, рисованию, обучение компьютерной грамотности, показы спектаклей, карвингу, игре на музыкальных инструментах.
Шаг третий – волонтеры организуют творческий фестиваль для детей с ОВЗ, проживающих на территории Майнского района.
На площадке работают как студенты, обладающие творческими способностями и волонтерскими навыками, так и люди, занимающиеся этим профессионально. Каждый ребенок может попробовать себя в чем-то новом. Команды, работающие на данной площадке, развивают в себе новые навыки путём организации и проведения мероприятий [2].
Такие шаги позволяют развить новые творческие навыки у детей с ОВЗ, организовать их досуг и вовлечь в деятельность общественных движений.
В результате сформировалась сплочённая команда волонтёров и талантливая команда детей, которая составляет единый организм.
Перечислим целевые группы, на которые направлен проект: учащаяся молодёжь, студенческая, дети с ограниченными возможностями.
Главная цель проекта: раскрытие творческих способностей у детей-инвалидов, вовлечение их в социально-творческую и досуговую деятельность, путём создания в районе «Пространство творческого развития».
В ходе начала реализации проекта волонтерская общественность столкнулась с двумя главными ключевыми проблемами: отсутствием финансирования; отсутствием помещения для организации деятельности [7].
Перед добровольцами встали задачи:
объединение волонтёрских организаций района для достижения цели проекта;
обучение новым знаниям, умениям и развитию способностей детей с ОВЗ;
популяризация социального добровольчества.
Команда выбрала путь решения проблемы - участие в ежегодном Губернском конкурсе социальных проектов и построила следующие действия:
провести опрос родителей и детей в микро реабилитационном центре для детей с ОВЗ и детей –инвалидов и клуба для детей с ОВЗ «Пчёлка Майя»;
заключить договора безвозмездной аренды на размещение пространства творческого развития;
популяризировать деятельности «Пространство творческого развития» клуба «Феникс» в средствах массовой информации и интернет-ресурсах;
сформировать и обучить команду волонтёров;
разработать бренд;
набрать команду из детей, желающих проявить свои творческие способности;
организовать мастер-классы, тренинги, творческий фестиваль для детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
набор новых групп для занятий в «Пространство творческого развития».
В календарный план для достижения цели вошли главные мероприятия:
создание рабочей группы;
формирование команды коуч-тренеров;
проведение о опроса среди родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ Майнского района о необходимости реализации проекта;
ремонт помещения пространства творческого развития «Феникс»;
объявление конкурса на дизайн и оформление пространства творческого развития «Феникс»;
создание бренда пространства творческого развития «Феникс»;
реклама бренда пространства творческого развития «Феникс»;
привлечение молодых людей для открытия волонтерских площадок;
торжественное открытие пространства творческого развития «Феникс»;
презентация проекта в администрации муниципального образования «Майнский район»;
работа в рамках проекта;
анализ и устранение выявленных ошибок проекта пространства творческого развития «Феникс»;
предоставление отчета о реализации проекта.
Итогами большой проделанной работы стали следующие достигнутые результаты (позитивные изменения, произошедшие в результате реализации проекта):
объединения волонтёров различных общественных организаций для воплощения идей проекта;
качественное развитие новых способностей у детей –инвалидов;
толерантное отношение к людям с любыми физическими недостатками.
увеличение численности волонтёров на 10%;
увеличение числа молодежи в общественную деятельность на 30% до конца 2021 г.
увеличение числа молодежных проектных инициатив на 25%;
создано пространство для развития творческих способностей у детей -инвалидов и детей с ОВЗ;
проведено 114 мероприятия с детьми-инвалидами;
налажено сотрудничество между общественными организациями по работе с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ.
Таким образом роль волонтерского центра в молодежной среде на территории муниципальных образований - это неотъемлемая часть современного общества. Она затрагивает все сферы жизни человека, помогает раскрыть в себе общественно значимые качества индивида, способствует социализации личности. Особенно это важно для сельских поселений, так как не секрет, что не в каждом муниципальном образовании имеются специальные центры для работы с молодежью и детьми с ОВЗ. Особую актуальность волонтерство приобретает в наше время, так как не все слои населения могут находиться в благоприятных для жизни условиях. Добровольчество — это неотъемлемая часть жизни общества, играющая огромную роль в духовном развитии. Волонтерство это не просто хобби, а образ жизни. На примере Майнского района можно заметить какую значимую роль в развитие молодежи принёс волонтерский центр, и данная деятельность продолжается.
Список литературы
Крылова Л.В. Особенности процесса формирования социальной ответственности у бакалавров социальной работы средствами волонтерской деятельности // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:<ahref="https://scienceforum.ru/2022/article/2018029494">https://scienceforum.ru/2022/article/2018029494</a> (дата обращения: 24.02.2023).
Положение об организации и проведении конкурса "Доброволец Ульяновской области" // Доброволец URL: https://molpol.ulgov.ru/attfiles/Dobrovolets_UO.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / под ред. Е.И. Холостовой. – М.:Инфра-М, 2005.-427 с.
Теория социальной работы: Учебник для магистров / Е. И. Холостова [и др.]; Под общ. ред. Е. И. Холостовой, Е. Г. Студёновой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 474 с.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ (ВОЛОНТЕРСТВЕ) от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2022 г. - Ст. 3
Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб.пособие. – М.: Владос, 2000. – 432 с.
Энциклопедия социальной работы / под ред Е.И. Холостовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 346 с.