Муниципальные (местные) финансы играют важную роль в экономической системе любой страны, являются основой для развития муниципального образования, удовлетворения потребностей населения в общественных благах.
Существует множество определений отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающих сущность понятия «муниципальные финансы». Данные определения представлены в таблице 1
Таблица 1 – Различные подходы к определению понятия муниципальные финансы в отечественной и зарубежной научной литературе [3, c. 69]
Автор |
Определение |
Б. Грант, Р. Вудс, С.Ф. Тан |
Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования |
Н.М. Сабитова |
Муниципальные финансы как совокупность денежных отношений, возникающих при распределении и перераспределении ВВП и части национального богатства, в процессе которого осуществляется формирование и использование финансовых ресурсов не только самих муниципальных образований, но и муниципальных предприятий. |
Л.Л. Игонина |
Муниципальные финансы как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач экономического и социального развития муниципального образования |
Р. Г. Самоев |
Муниципальные финансы как совокупность экономических отношений, складывающихся на всех стадиях общественного воспроизводства и опосредованных необходимостью финансового обеспечения социально-экономических программ местных органов власти. |
Проанализировав все определения муниципальных финансов, можно представить одно общее понятие, сформулированное А.Н. Балановым.
Муниципальные финансы - совокупность социально - экономических отношений, складывающихся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, с другой стороны, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения [3, c. 69].
Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования являются местные бюджеты.
Местный бюджет — это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.
Доходную часть муниципальных бюджетов в Российской Федерации можно классифицировать и представить следующим образом:
1) Собственные доходы (налоговые и неналоговые)
2) Финансовая помощь (судсидии, субвенции, дотации, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от организаций и граждан)
В свою очередь к налоговым доходам можно отнести как собственные налоговые доходы муниципальных бюджетов от местных налогов и сборов, так и отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов.
Налоговый кодекс РФ относит к местным налогам и сборам:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор [1].
Неналоговые доходы местных бюджетов также определены в БК РФ (ст. 62). К ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от продажи имущества находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями; часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и т.д. [1]
Рассмотрим, чем отличаются конкретные виды межбюджетных трансфертов.
Таблица 2 – Виды межбюджетных трансфертов [6]
Вид межбюджетного трансферта |
Определение |
Дотации |
Предоставляются без определения конкретной цели их использования. |
Субвенции |
Предоставляются на финансирование «переданных» другим публично-правовым образованиям полномочий. |
Субсидии |
Предоставляются на условиях долевого софинансирования расходов других бюджетов. |
Стоит отметить, что статьей 56 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено самообложение граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования. Вопросы введения и использования таких разовых платежей граждан решаются на местном референдуме [1].
Обратим внимание на расходную часть муниципальных (местных бюджетов).
Расходы местных бюджетов в первую очередь связаны с планами экономического и социального развития муниципальных образований. Местный бюджет являются основой для реализации муниципальных программ развития производственной и социальной инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства и фермерских хозяйств, приобретения и строительства жилья, создания благоприятной институциональной среды на территории муниципального образований.
Таким образом, существенной особенностью местного (муниципального) бюджета, отличающего его от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, является более тесная связь с населением и большая доля расходов на социальную сферу (как правило, около половины от всех расходов), поскольку на местном уровне решаются важнейшие проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: жилищно-коммунального обслуживание населения, городское хозяйство, образование, здравоохранение, культура.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств (не только на развитие, но и на текущие нужды), обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения [4, с. 66].
Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов заключается, в первую очередь, в решении проблем, связанных с доходной базой местных бюджетов. Поэтому наиболее важно наращивать собственные доходы местных бюджетов (налоговые и неналоговые), снижая тем самым уровень зависимости муниципалитета от других уровней бюджетной системы РФ.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: БК: текст с изменениями и дополнениями на 29 ноября 2021 года [Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года] – Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702. – Режим доступа: сеть Интернет.
2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 14 июля 2022 года [Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года] – Текст: электронный // Консультант плюс. [сайт информ.-правовой компании]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ – Режим доступа: сеть Интернет.
3. Баланов А. Н. Муниципальные финансы и пути повышения эффективности муниципального управления / А.Н. Баланов. – Текст: непосредственный // Оригинальные исследования. – 2021. – № 3 – С. 68-76
4. Николаева, Е. Ф. Финансы муниципального образования / Е. Ф. Николаева, Ф. В. Авдюков. – Текст: непосредственный // Системные технологии, 2017. — № 24. — С. 64‑68
5. Нуретдинова Ю.В. Доходы и расходы местных бюджетов / Ю.В. Нуретдинова, А.Д. Андреева. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы экономических отношений предприятий авиационного кластера, 2017. — С. 164‑168
6. Городской округ Саранск. Бюджет для граждан – URL: https://саранск.рф/list%20of%20necessary%20and%20required%20services/budget_dlya_grazhdan.php – Режим доступа: сеть Интернет. – Текст: электронный.