ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Муниципальные (местные) финансы играют важную роль в экономической системе любой страны, являются основой для развития муниципального образования, удовлетворения потребностей населения в общественных благах.

Существует множество определений отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающих сущность понятия «муниципальные финансы». Данные определения представлены в таблице 1

Таблица 1 – Различные подходы к определению понятия муниципальные финансы в отечественной и зарубежной научной литературе [3, c. 69]

Автор

Определение

Б. Грант, Р. Вудс, С.Ф. Тан

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования

Н.М. Сабитова

Муниципальные финансы как совокупность денежных отношений, возникающих при распределении и перераспределении ВВП и части национального богатства, в процессе которого осуществляется формирование и использование финансовых ресурсов не только самих муниципальных образований, но и муниципальных предприятий.

Л.Л. Игонина

Муниципальные финансы как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач экономического и социального развития муниципального образования

Р. Г. Самоев

Муниципальные финансы как совокупность экономических отношений, складывающихся на всех стадиях общественного воспроизводства и опосредованных необходимостью финансового обеспечения социально-экономических программ местных органов власти.

Проанализировав все определения муниципальных финансов, можно представить одно общее понятие, сформулированное А.Н. Балановым.

Муниципальные финансы - совокупность социально - экономических отношений, складывающихся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, с другой стороны, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения [3, c. 69].

Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования являются местные бюджеты.

Местный бюджет — это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

Доходную часть муниципальных бюджетов в Российской Федерации можно классифицировать и представить следующим образом:

1) Собственные доходы (налоговые и неналоговые)

2) Финансовая помощь (судсидии, субвенции, дотации, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от организаций и граждан)

В свою очередь к налоговым доходам можно отнести как собственные налоговые доходы муниципальных бюджетов от местных налогов и сборов, так и отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов.

Налоговый кодекс РФ относит к местным налогам и сборам:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор [1].

Неналоговые доходы местных бюджетов также определены в БК РФ (ст. 62). К ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от продажи имущества находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями; часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и т.д. [1]

Рассмотрим, чем отличаются конкретные виды межбюджетных трансфертов.

Таблица 2 – Виды межбюджетных трансфертов [6]

Вид межбюджетного трансферта

Определение

Дотации

Предоставляются без определения конкретной цели их использования.

Субвенции

Предоставляются на финансирование «переданных» другим публично-правовым образованиям полномочий.

Субсидии

Предоставляются на условиях долевого софинансирования расходов других бюджетов.

Стоит отметить, что статьей 56 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено самообложение граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования. Вопросы введения и использования таких разовых платежей граждан решаются на местном референдуме [1].

Обратим внимание на расходную часть муниципальных (местных бюджетов).

Расходы местных бюджетов в первую очередь связаны с планами экономического и социального развития муниципальных образований. Местный бюджет являются основой для реализации муниципальных программ развития производственной и социальной инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства и фермерских хозяйств, приобретения и строительства жилья, создания благоприятной институциональной среды на территории муниципального образований.

Таким образом, существенной особенностью местного (муниципального) бюджета, отличающего его от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, является более тесная связь с населением и большая доля расходов на социальную сферу (как правило, около половины от всех расходов), поскольку на местном уровне решаются важнейшие проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: жилищно-коммунального обслуживание населения, городское хозяйство, образование, здравоохранение, культура.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств (не только на развитие, но и на текущие нужды), обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения [4, с. 66].

Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов заключается, в первую очередь, в решении проблем, связанных с доходной базой местных бюджетов. Поэтому наиболее важно наращивать собственные доходы местных бюджетов (налоговые и неналоговые), снижая тем самым уровень зависимости муниципалитета от других уровней бюджетной системы РФ.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: БК: текст с изменениями и дополнениями на 29 ноября 2021 года [Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года] – Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702. – Режим доступа: сеть Интернет.

2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 14 июля 2022 года [Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года] – Текст: электронный // Консультант плюс. [сайт информ.-правовой компании]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ – Режим доступа: сеть Интернет.

3. Баланов А. Н. Муниципальные финансы и пути повышения эффективности муниципального управления / А.Н. Баланов. – Текст: непосредственный // Оригинальные исследования. – 2021. – № 3 – С. 68-76

4. Николаева, Е. Ф. Финансы муниципального образования / Е. Ф. Николаева, Ф. В. Авдюков. – Текст: непосредственный // Системные технологии, 2017. — № 24. — С. 64‑68

5. Нуретдинова Ю.В. Доходы и расходы местных бюджетов / Ю.В. Нуретдинова, А.Д. Андреева. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы экономических отношений предприятий авиационного кластера, 2017. — С. 164‑168

6. Городской округ Саранск. Бюджет для граждан – URL: https://саранск.рф/list%20of%20necessary%20and%20required%20services/budget_dlya_grazhdan.php – Режим доступа: сеть Интернет. – Текст: электронный.

Просмотров работы: 34