Характеристика понятия социализации - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Характеристика понятия социализации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема социализации является очень актуальной на сегодняшний день. Социализация имеет большое значение, как для отдельной личности, так и для всего общества в целом. От успеха социализации личности будет зависеть насколько личность, усвоив социальные нормы, установки, культурные ценности, образцы поведения общества, сможет реализовать себя, свои способности и будет жить в социальном отношении комфортно. В более масштабном отношении от успеха социализации зависит развитие всего общества, его функционирование, сохранность его целостности и культуры. Социализация является объектом исследования целого ряда наук - психологии, социологии, антропологии, педагогики и т.д.

Сущность понятия социализации

Термин «социализация» стал использоваться в последней трети XIX века, когда американский социолог Франклин Г. Гиддингс в книге «Теория социализации»употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природыили характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [2].

Согласно самому общему определению, социализация - «процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе».

В 1978 году И.С. Кон дал социализации следующее определение - становление в человеке образа его Я.

Социализация как процесс определяется, во-первых, как деятельность, с помощью которой индивид готовится соответствовать требованиям других членов общества, а во-вторых, — как набор агентов и механизмов, посредством которых реализуется социальное поведение и нормы морали. В одном случае социализация рассматривается как деятельность по усвоению индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В другом случае это понятие определяется как процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности[6].

По определению А.В. Мудрика, социализация - это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром [3].

Павленок П.Д. определил социализацию как усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества [5].

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Процесс приспособления, адаптации, как сущности социализации, рассматривается в рамках субъект-объектного подхода, представителями которого являются Э. Дюркгейм, Т. Парсонс. В рамках данного подхода социализация трактуется лишь как процесс социальной адаптации – результата встречной активности субъекта и социальной среды. Этот процесс предполагает согласование между требованиями социальной среды и установками, социальным поведением человека, согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды. Согласно субъект-объектному подходу, человек в процессе социализации занимает пассивную позицию, социализация в данном случае происходит за счет воздействия общества на человека.

Согласно второму, субъект-субъектному подходу, сущность социализации заключается в процессе обособления человека – автономизации в обществе, процессе и результате становления индивида социальным существом. Представителями этого подхода являются Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули. В данном случае человек активно участвует в социализации и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Результатом обособления являются ценностная, эмоциональная, поведенческая автономия.

Таким образом, успех социализации заключается в определенном балансе адаптации и обособления.

Виды, факторыи этапы социализации

Социализация, по мнению А.В.Мудрика, происходит:

в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;

в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;

в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;

в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

В связи с этим, выделяются следующие составляющие социализации:

стихийная социализация;

относительная социализация;

относительно социально-контролируемая социализация;

самоизменение человека [4].

Задачами социализации являются:

естественно-культурная (достижение определенного уровня физического развития);

социально-культурная (морально-нравственное, ценностно-смысловое развитие);

социально-психологическая (становление самосознания личности).

Существует ряд факторов, от которых будет зависеть, как проходит социализация и каков будет ее результат. Фактор – действующее на человека условие. Традиционно выделяют следующие факторы социализации:

- мегафакторы (космос, планета);

- макрофакторы (страна, этнос, общество, государство);

- мезофакторы (регион, село, город, поселок, СМК, субкультура);

- микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации, микросоциум).

Семья является важнейшим и самым влиятельным фактором социализации человека. Именно в семье происходит первичная социализация ис учетом ее результатов будет проходитьдальнейшая социализация человека. Семья определяет направленность процесса социализации [1].

Поскольку социализация происходит от самого рождения человека и завершается только после смерти, выделяют этапы социализации:

Стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 - 3 года), дошкольное детство (3 - 6 лет), младший школьный возраст (6 - 10 лет).

Стадия отрочества - младший подростковый возраст (10 - 12 лет), старший подростковый возраст (12 - 14 лет).

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15 - 17 лет), юношеский (18 - 23 года) возраст, молодость (23 - 30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30 - 40 лет), позднюю зрелость (40 - 55 лет), пожилой возраст (55 - 65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65 - 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет) [4].

На каждом этапе социализация человека осуществляется с помощью различных средств социализации. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы духовной культуры, методы поощрения и наказания в семье и т.д.

Вывод

Таким образом, в статье было рассмотрено понятие «социализация» с позиций разных авторов. Кроме того, приведены виды, задачи, факторы, средства и этапы социализации.Можно сделать вывод о том, что под понятием «социализация», мы понимаем процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. Это очень сложный и многогранный процесс, зависящий от множества факторов и условий, который полностью определяет, сможет ли реализовать себя человек, как полноценный член общества.

Список литературы

Агапов, Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие/ Е. П. Агапов. - Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2011. – 265 с.

Власова, Т. И. Социальная педагогика: содержание социализации и методики преодоления девиантного поведения : учебное пособие / Т. И. Власова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 112 с.

Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ . высш. учеб . заведений/ А.В. Мудрик. - M.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 c .

Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. — 623 с.

Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы: учебное пособие/ П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 265 с.

Холостова, Е.И. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 1032 с.

Просмотров работы: 62