Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством эвенских народных игр - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством эвенских народных игр

Суланячан Туллуктаана Сэбээн кыыьа 1, Андреева Л.Д. 2
1Педагогический институт
2Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый народ, в зависимости от условий своего развития, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания. Эвенские народные игры являются традиционным средством педагогики эвенов. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

По отношению к детям старшего дошкольного возраста, развитие доброжелательных отношений как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности; способность к восприятию многообразия мира, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении к культуре иных национальностей.

Дружеские отношения дошкольников складываются благодаря социальной потребности каждого ребенка в общении с другими людьми.

Избирательность в отношениях детей друг к другу намечается очень рано. Уже в двухлетнем возрасте ребенок начинает выражать предпочтении к другим детям тем, что одному ребенку он разрешит взять себя за руку в хороводе, на празднике, а другому - нет.

Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством эвенских народных игр - длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течении всей жизни. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве.

Она, как и любая другaя игра, имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к эвенским народным традициям, как своего народа, так и других национальностей. Эвенские народные игры как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, демонстрирует относительность социальных статусов и положений.Особенность эвенских игр как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир эвенской культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные прибаутки, игровые считалки, эвенские подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. Радость общения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотическихчувств. Дети разных национальностей, посещая детский сад, повседневно общаются, играют, вносят в свою деятельность элементы национальной культуры.В эвенских народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.

Нарoдные игры можно разделить на несколько типов:

• игры, отражающие отношения человека и Прирoды

• игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков

• игры по религиозно-культовым мотивам

• игры на находчивость, быстроту и координацию

• игры на силу и ловкость

Эвенские игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их подготовленностью. Народную игру лучше разучивать как отдельный вид деятельности. Если имеются слова, потешки, песни к игре то их можно разучивать на занятиях по ознакомлению художественной литературой, на музыкальных занятиях. Игры соревновательного характера и эвенские народные подвижные игры разучиваются на физкультурном занятии, а затем закрепляются на прогулке и повседневной жизни.

Эвенские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Эвенская народная игра «Мавутладяк – игра на личное первенство»

Цель: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; способствовать развитию у детей чувства дружбы и общения.

Ход игры. На расстоянии 2-3 метров от игрока, лежат ветвистые, олени рога. Игрок берет мавут (веревка, связанная в небольшой круг) и подбрасывает его к рогам. Побеждает, тот, чей мавут поймал больше рогов.

Подвижная игра «Эгдьэн чукичал - Большие птицы»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.

Ход игры: Содержание: Что за птица на березе Серая - пернатая? Всех прохожих испугала, очень громка каркая! (Ворона)

С помощью считалки выбирают двух ястребов. Остальные дети - вороны. Ястребы находятся в двух маленьких обручах, в больших обручах по две по две вороны. По сигналу педагога вороны бегают, прыгают, ходят.

На слово «Ястреб!» вороны убегают в свои гнезда. Пойманные вороны занимают место ястреба.

Игра «Аймулдан - Мир дружбы»

Цель: воспитание дружбы, коллективизма, дисциплинированности.

Ход игры: Все берутся за руки. Один человек - «дерево». Он стоит

на месте, а ведущий с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг «дерева».

Таким образом, эвенские народные игры создают радостную атмосферу и поэтому комплексное решение оздоровительных, образовательный и воспитательных задач становится более эффективным. Активные движения, обоснованные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и стимулируют все физиологические процессы. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эвенские подвижные игры – эффективное средство для доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста и разностороннего развития личности ребенка, в том числе развитие его двигательной активности.

Список использованных источников:

1. Асташова Н.А.Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85.

2. Бондаренко, М.А. Роль народных подвижных игр как средства развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников / М.А. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 199-205.

3. Бокова, Е.Н. Эвэды фольклор: учебное пособие. / Е.Н. Бокова. – Якутск: Бичик, 2002. – С. 167-176.

4. Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева - М.: Просвещение, 2000.-112 с.

5. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

6. Дьяченко О.М. Развитие детей дошкольного возраста: программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 2002.-98 с.

7. Слепцов, Ю.А. Национальные игры эвенов как средство народного воспитания в кочевом лагере / Ю.А. Слепцов // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, – 2010 –. 387–392 с.

Просмотров работы: 38