В настоящее время всё чаще начинает использоваться такой термин, как «трудная жизненная ситуация». Она возникает не только в жизни взрослых, но и в жизни детей. Данный термин часто используется в психологической, педагогической и социологической литературе.
В Федеральном законе №122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22.10.1994г., (в ред. 22 августа 2004 г.), трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [2].
Любой ребёнок в различные периоды своей жизни подвергается, от независимых его факторов, трудным жизненным ситуациям. В статье Л.А. Ситак, Е.Г. Ларионовой даётся следующее определение трудной жизненной ситуации: «это ситуация, обозначающая тревогу человека, попавшего в положение, которое всерьез сказывается на его благополучие, безопасность жизнедеятельности, и из которого не всегда он может выйти при помощи своих сил» [7].
Дети особо уязвимы к проблеме, поскольку в отличие от взрослого человека, у них нет такого жизненного опыта, который способен решить возникшую ситуацию в пользу самого ребенка. Он нуждается в поддержке более рационального и умного взрослого в лице своих родителей/опекунов.
Семья для ребенка – это среда, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Как правило, дети чаще всего находятся под двумя институтами влияния: сфера образования и семья.
Как считает Б.З. Вульфов, семейное воспитание – сложная и многогранная система. В отличие от общественного воспитания, оно имеет определенную специфику, которая определяет его характер, содержание и организационные формы. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года [4].
Большинство проблем решается именно внутри этих двух сфер. В учебном пособии В.А. Никитиной приводятся следующие факторы, от которых зависит семейное благополучие:
Материальное обеспечение. Дети, живущие в малообеспеченных семьях, обычно нуждаются в большем внимании со стороны служб социальной защиты по профилактике семейного неблагополучия и сиротства;
Благополучие семьи. Важный фактор, влияющий на благополучие семьи – безработица. Как правило, полные семьи, где мужчина экономически неактивен чаще всего попадают в группу риска. В связи с завершившимися 2020-2022 годами безработицы стало намного больше, на что повлияла пандемия (более 830 тысяч человек остались без работы) и мобилизация граждан, стоящих в запасе вооруженных сил Российской Федерации.
Здоровые отношения в семье. Детей, пребывающих в семьях, где происходят постоянные конфликты, абьюз, драки, жестокое обращение с детьми, риски развода и многое другое, можно приравнивать к трудной жизненной ситуации;
Зависимость. Алкоголь, наркотики, сопутствуют семейному неблагополучию [5].
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. Дети – жертвы насильственных действий;с отклонениями поведения;жертвы вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф;жизнедеятельность которых объективно нарушена и не могут справиться с этим самостоятельно или с помощью семьи.Дети, из семей беженцев и переселенцев;находящиеся в специальных учебных заведениях;оставшиеся без попечения родителей; отбывающие наказание в колониях и местах лишения свободы;проживающие в малоимущих семьях;с ограниченными возможностями здоровья [4].
Помощь в преодолении тяжелых ситуаций могут оказать учреждения, участвующие в исполнении закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних». К ним относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы внутренних дел, органы службы занятости и другие[1].
Трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы: медицинская справка о состоянии здоровья ребенка; справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье; справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи; справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка; ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи; иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации.
Итак, сущность поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию заключается в совместном с ребенком проектировании путей преодоления трудностей, разрешении проблем, усилении жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самозащиты, самовоспитания.
В.А. Никитин считает, что поведение человека в общественной среде зависит от понимания им своей роли, отношения к ней, стремления и желания ее выполнять. Человек одновременно выполняет комплекс социальных ролей: гражданин, специалист, сын, отец, брат, участник действия и член коллектива. В процессе социального развития и воспитания человек усваивает опыт выполнения необходимых ему социальных ролей для самореализации как личности [6].
В основе социально-негативного отклоняющегося поведения человека лежат результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения. По данным различных исследователей девиантного поведения человека, таких факторов достаточно много.
Необходимым условием формирования мышления в школьном возрасте у детей с тяжелой жизненной ситуацией является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Такие дети отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.
Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Такие дети не знают, как играть с другими детьми, как играть в игры. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них является беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание. С раннего возраста такие дети живут в условиях дефицита общения со взрослыми- этот негативный фактор не дает им самостоятельности.
Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек, поскольку источниками риска могут стать следующие среды обитания: искусственная; естественная; внутренняя; профессиональная; непрофессиональная; социальная. С целью снижения количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, могут быть использованы следующие направления деятельности, описанные у Б.С. Воронина:
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов: проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве; защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т.д.); защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося: раннее выявление неблагополучных семей; создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.; содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
4.Социально-педагогическое консультирование: организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
5.Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация: раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.); способствование пропаганде здорового образа жизни.
6.Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности: работа в службах социальной защиты, службе занятости;
7.Организационно- методическая деятельность: анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований [6].
Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи, создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков [5].
Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Анализ отношения «трудных» детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, несогласованность позиции образовательного учреждения и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога, психолога, классного руководителя, воспитателя и других специалистов с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество.
Подводя итоги, отметим, что среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными детьми. В статье были раскрыты особенности социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию; проблемы современной семьи в Российской Федерации; вопросы создания благоприятного климата для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Используемые источники:
Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
Федеральный закон №122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22.10.1994г., (в ред. 22 августа 2004 г.)
Федеральный закон №124
Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.
Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
Воронин, Б.С. Особенности воспитательной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-vospitatelnoy-raboty-s-detmi-popavshimi-v-trudnuyu-zhizn ennuyu-situatsiyu. Режим доступа – свободный. – Текст: электронный.
Ситак Л.А., Ларионова Е.Г. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и их социально-педагогическая характеристика. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-okazavshiesya-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-i-ih-sotsialno-pedagog icheskaya-harakteristika/viewer. Режим доступа – свободный. – Текст: электронный.