Нейропсихологическая коррекция высших психических функций у детей с легкой умственной отсталостью - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Нейропсихологическая коррекция высших психических функций у детей с легкой умственной отсталостью

Сидоренкова А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Умственная отсталость – это широкий термин, который относится к ряду когнитивных и функциональных недостатков, влияющих на интеллектуальные, социальные и эмоциональные способности человека. Умственная отсталость, по определению С.Я. Рубинштейн (1986), представляет собой стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга [1, с. 6]. Данное понятие имеет как теоретическое, так и практическое значение. Именно таким образом формируется его правильное понимание в специальной (коррекционной) педагогике и психологии.

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), выделяют несколько видов умственной отсталости (F70-F79): УО легкой степени (F70), УО умеренная (F71), УО тяжелая (F72), УО глубокая (F73), другие формы УО (F78) и УО неуточненная (F79) [2, с. 158]. В данной статье рассматривается именно легкая степень УО (F70 по МКБ-10), поскольку именно она поддается наиболее успешной коррекции, в том числе нейропсихологической.

Легкая умственная отсталость влияет на интеллектуальные возможности ребенка в большей степени, чем на социально-эмоциональные способности. Однако любая степень умственной отсталости характеризуется как состояние, прежде всего, нервно-психического развития (нейроразвития), которое приводит к специфическому дефициту интеллектуального развития и академических способностей, а также социальных и бытовых навыков. Очевидно, необходимо оценивать нейрокогнитивный дефицит, характеризующийся как недостаточность познавательных функций, развившаяся вследствие структурных нарушений головного мозга [3, с. 7]. Именно нейропсихологический анализ и оценка представляют собой процесс измерения когнитивных способностей ребенка, его поведения, а также эмоциональных, двигательных и социальных навыков.

Существует ряд нейропсихологических методов и приемов, которые можно использовать для коррекции высших психических функций у детей с легкой умственной отсталостью. Наиболее распространенными методами, используемыми для нейропсихологической коррекции высших психических функций, являются нейрокогнитивные вмешательства, нейрообратная связь, нейростимуляция и тренинг нейропластичности. Все они направлены на то, чтобы помочь ребенку научиться регулировать свою мозговую деятельность.

Нейрокогнитивный профиль используется для разработки индивидуального плана вмешательства, который направлен на конкретные нейрокогнитивные способности и основные причины их дефицита. Нейрокогнитивная оценка выявляет те области нейрокогнитивных способностей, которые требуют наибольшего внимания, что позволяет разработать план нейрокогнитивного вмешательства, направленный на устранение дефицита и его основных причин.

План нейрокогнитивного вмешательства может состоять из нескольких различных видов вмешательств, направленных на различные психические функции:

когнитивно-поведенческие вмешательства – это терапия, направленная на изменение мыслей и убеждений ребенка о себе;

когнитивная коррекция – это форма когнитивного вмешательства, которая помогает ребенку научиться решать проблемы и улучшить свои когнитивные навыки, такие как мышление, внимание и память, посредством активной, систематической и направляемой практики;

социально-эмоциональные вмешательства направлены на социальное и эмоциональное развитие, помогая ребенку выявить проблемы и развить навыки их решения (социально-эмоциональные вмешательства могут использоваться в сочетании с когнитивными планами вмешательства для решения социальных и эмоциональных проблем).

Также нейрокогнитивный профиль используется для мониторинга прогресса и оценки результатов нейрокогнитивного вмешательства. Регулярные последующие оценки также могут быть использованы для выявления потенциальных проблем до того, как они станут более серьезными.

Таким образом, нейропсихологическая коррекция высших психических функций у детей с легкой умственной отсталостью является сложной задачей и требует большой подготовки и опыта. Необходимо следовать структурированному, поэтапному подходу, чтобы обеспечить эффективность вмешательства, а также важно понимать, что, во-первых, нейропсихологическая коррекция должна проводиться с пониманием того, что у ребенка есть умственные ограничения и к нему следует относиться соответствующим образом, во-вторых, нейропсихологическая коррекция должна быть индивидуальной.

Список литературы:

1. Шипова, Л.В. Основы психологии детей с умственной отсталостью [Текст] : Учеб. пособие / Л.В. Шипова. – Саратов, 2017. – 80 с.

2. Деева, Е.В. Оптимизация нейропсихологической коррекции высших психических функций у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости [Текст] / Е.В. Деева, А.Г. Малов, Д.С. Матасова // Специальное образование, 2019. – № 4. – С. 156–170

3. Нейрокогнитивный дефицит при шизофрении [Текст] : Учебно-методическое пособие / А.Г. Софронов [и др.]. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – 48 с.

Просмотров работы: 342