Понимание психологических основ коррекции: как помочь неуспевающим обучающимся - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Понимание психологических основ коррекции: как помочь неуспевающим обучающимся

Сидоренкова А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нередко обучающиеся сталкиваются с проблемами, которые препятствуют их успеваемости в школе. Например, это может быть связано с поведением, неспособностью к обучению или финансовыми трудностями. Обучающиеся также нередко испытывают трудности, даже когда у них достаточно ресурсов и поддержки. У них могут быть частые проблемы с дисциплиной, отсутствие мотивации или другие психологические барьеры, которые мешают им добиться успеха в школе.

В современных толковых и педагогических словарях учебная успеваемость определяется как необходимая степень усвоения предметных знаний, навыков и умений, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, точности, прочности и сознательности, в отличие от неуспеваемости, которая характеризуется как ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы [3, с. 5].

К категории неуспевающих относятся обучающиеся, которые по каким-то причинам обладают уровнем знаний умений и навыков ниже определенного минимума. В числе неуспевающих могут оказываться и одаренные, неординарные дети [3, с. 10]. В данной ситуации учителям и педагогам-психологам необходимо как можно скорее начать и впоследствии завершить процесс коррекции неуспевающих обучающихся.

Коррекция – это процесс, в котором обучающиеся, испытывающие трудности, в зависимости от их проблемы, получают дополнительную поддержку от учителей и педагогов-психологов. Довольно часто неуспевающие обучающиеся испытывают трудности с окружающей средой и неспособностью справляться со школьными стрессами, то есть, необязательно должно быть так, чтобы у них отмечался низкий уровень способностей. Исходя из этого, важно отличать такие понятия, как «педагогическая коррекция» и «психологическая коррекция».

Педагогическая коррекция – это устранение причин неусвоения знаний и затруднений в учебной деятельности на основании данных наблюдения и анализа продуктов деятельности школьников [2, с. 10]. Психологическая коррекция – это направленность психологических воздействий на конкретные психологические структуры с целью изменения определенных психологических показателей для полноценного развития и функционирования индивида [2, с. 11].

Знание психологических особенностей обучающихся, испытывающих различного рода трудности, может помочь педагогам разработать успешный, индивидуальный план коррекции. Как правило, у таких обучающихся отмечается низкая самооценка. Также некоторые из них могут испытывать тревогу, хотя у них есть потенциал для достижения успеха. Довольно часто у них возникают проблемы с поведением и дисциплиной. Неуспевающие обучающиеся, которые не привержены учебе, склонны сдаваться и прекращать попытки.

Единой схемы для коррекции обучающихся, испытывающих трудности в обучении, не существует, поскольку педагогам важно понимать индивидуальные потребности каждого обучающегося и оказывать помощь, соответствующую его причине неуспеваемости, а также следить за положительной динамикой. Коррекция может осуществляться посредством индивидуальных или групповых занятий, в зависимости от ситуации и возможностей.

К основным причинам, которые могут привести к неуспеваемости, относятся:

1. психологические (например, недостаток в развитии учебной мотивации);

2. биопсихические (например, наследственные, врожденные и приобретаемые в онтогенезе недостатки физического развития);

3. педагогические (например, качество организации педагогического процесса);

4. социальные (например, совокупность негативных факторов, связанных с социальной микросредой и обществом в целом) [3, с. 12–13].

В коррекционной работе важно четкое сочетание задач как когнитивного, так и эмоционально-личностного развития. Она должна представлять собой два взаимодополняющих блока: первый блок составляют приемы и методы, которые направлены на развитие и коррекцию дефицитарных высших психических функций, второй – подразумевает коррекционную работу, направленную на закрепление раскрытых возможностей ребенка [1, с. 36–37].

Таким образом, психологические основы коррекции жизненно важны для понимания индивидуальных потребностей каждого обучающегося и предоставления помощи, соответствующей его потребностям. Это может быть сделано посредством индивидуальных или групповых занятий, направленных на преодоление определенной причины неуспеваемости. Также важно наблюдать динамику изменений, проводить диагностику прогресса.

Список литературы:

Акимов, А.И. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема [Текст] / А.И. Акимов. // Педагогический журнал Башкортостана. – 2006. – №7. – Т. 8. – С. 31–38.

Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика [Текст] : Учеб. пособие / Н.П. Локалова. – «Питер», 2009. – 65 с.

Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические причины и пути преодоления [Текст] : учебное пособие. / М.Г. Харитонов [и др.]. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 67 с.

Просмотров работы: 57