Так исторически сложилось, что наша страна на протяжении всей своей истории вынуждена вести оборонительные войны, участвовать в международных конфликтах, локальных национальных конфликтах. Только за предшествующие тридцать лет наши военные были участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, Нагорном Карабахе, Абхазии, Югославии, Таджикистане, в Сирии и в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине. По понятным причинам официальных публичных данных по количеству участников СВО на Украине нет. По информации из разных источников можно приблизительно рассчитать количество участников СВО на Украине за 2022 год – от 300 тысяч человек (с учетом народного ополчения ДНР и ЛНР, мобилизованных в сентябре – октябре 2022 года действующая армия, ЧВК «Вагнер») К сожалению, информация по количеству раненых участников боевых действий на Украине сильно разнится. По оценочным данным на ноябрь 2022 раненых от 35 – 60 тысяч по всем силам СВО [1].
Актуальность проблемы реабилитации участников боевых действий определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества военнослужащих, участвовавших в спецоперациях, а в дальнейшим при продолжении СВО количество участников только будет увеличиваться.
Цель нашего исследования: систематизировать сведения о проблеме реабилитации участников боевых действий.
Можно выделить пять основных направлений в реабилитации, при этом каждый вид реабилитации содержит множество подвидов. Итак, виды реабилитации:
1. Медицинская реабилитация;
2. Физическая реабилитация;
3. Психологическая реабилитация;
4. Социальная (бытовая) реабилитация;
5. Трудовая (профессиональная) реабилитация.
В настоящее время медицинская реабилитация является неотъемлемой составной частью медицинского обеспечения Вооруженных Сил. Отмечается, что в России имеется достаточный опыт медицинской реабилитации, и существуют современные успешные методики реабилитации. Вместе с тем отмечается проблемы
– оперативного внедрения новых проверенных и более эффективных методик в практику лечения;
– затрудненной доступности услуг (длительной очереди, удаленности лечебных центров от мест проживания ветеранов и т.п.), вызванной проблемами, порожденными реформой системы здравоохранения страны. Одной из актуальных задач становится создание эффективной системы межведомственной медицинской и медико-социальной реабилитации участников боевых действий [2].
С учетом современной обстановки в стране детальному анализу подлежит опыт, накопленный специалистами физической реабилитации ВС РФ за последние десятилетия. Примером охвата восстановительным лечением в различных лечебных учреждениях РФ может служить система физической реабилитации военнослужащих, получивших боевую хирургическую травму в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике [3]. Располагая данными по тому конфликту, можно спрогнозировать количество необходимых медицинских ресурсов.
При анализе необходимости психологической реабилитации раненых в ходе СВО установлено, что 83,5% из них нуждались в проведении психокорректирующих мероприятий [4]. Статистика показывает, что каждый пятый участник боевых действий при отсутствии каких-либо физических повреждений страдает нервно - психическими расстройствами [5], в первую очередь, посттравматическим стрессовым расстройством – ПТСР. В качестве причины возникновения ПТСР называют пережитую ситуацию, которая носила жизнеугрожающий или ужасающий характер. Иными словами, психотравмирующие действия не обязательно совершаются в отношении человека, он мог быть их свидетелем, очевидцем или исполнителем.
В случае со специальной операцией на Украине участники боевых операций, с одной стороны, выставляются пропагандой сопредельной страны как военные преступники, каратели, мародеры, насильники. С другой стороны, у участника СВО может быть чувство вины перед погибшими, психологическая травма после пребывания в плену. Одновременно по данным 2022 года в России наблюдается острый дефицит специалистов- психотерапевтов и центров профильной психологической помощи по работе с участниками боевых действий [6],[7]. При этом радует, что в октябре 2022 года в Госдуме поддержали инициативу российских общественников по созданию центров психологической реабилитации и адаптации для ветеранов. В Общественной палате РФ считают, что этот вопрос особенно важен в свете спецоперации на Украине и начала частичной мобилизации в РФ. Подобная работа с ветеранами проводилась и ранее, однако, и в Общественной палате, и в Госдуме признают, что в стране должно появиться больше подобных реабилитационных центров [8]. Там же отмечают, что помощь придется оказывать не только самим военнослужащим и членам их семей, но и мирным жителям Донецкой и Луганской народных республик, которые последние годы жили в условиях войны [8].
Есть примеры участия в психологической реабилитации ветеранов СВО со стороны общественных и благотворительных организаций. Так, в Рузском районе Московской области центр восстановительной терапии им. М.А. Лиходея, имеющий 35-летний опыт психологической реабилитации, начал работу с участниками СВО, в том числе и добровольцам и сотрудникам силовых ведомств, не входящих в систему Минобороны. Первые 200 подопечных прибыли в центр в ноябре – декабре 2022 года [8].
Социальная реабилитация участников боевых действий – на сегодня одно из наиболее актуальных направлений социальной политики Российской Федерации, связанное с восстановлением экономического, социального, духовного статуса участников. Субъектами социальной реабилитации участников являются: государство, министерство обороны в лице органов воспитательной работы и военно-медицинских учреждений, органы местного самоуправления, специализированные реабилитационные центры, медицинские и лечебно-оздоровительные учреждения, фонды, общественные организации, работодатели, специалисты в области социальной реабилитации.
Следует отметить необходимость дальнейшей научной проработке темы социальной поддержки участников.
Социальной реабилитации участников боевых действий в значительной степени способствует отношение к ветеранам окружающих и официальная политика государства. Особенно мощным механизмом социальной реабилитации становятся семейные отношения, так как в кругу близких людей, в первую очередь, осуществляется возвращение участника вооруженного конфликта к нормам мирной жизни. Однако само общение с ним может быть психотравмирующим фактором для окружающих, которые в этом случае тоже будут нуждаться в реабилитации.
Опираясь на опыт прошлых лет правительство РФ разрабатывает программы трудовой реабилитации участников боевых действий. Беседы с военнослужащими – участниками СВО, показали, что в законодательство Российской Федерации необходимо вводить изменения, направленные на помощь тем из них, кто получил тяжелые ранения, адаптироваться к новому качеству жизни.
Предлагаемые изменения в законах должны коснуться и тех, кто, несмотря на полученные ранения, решил продолжить службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом № 315-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал 14 июля 2022 года, военнослужащие, признанные негодными или ограниченно годными, но и награжденные государственными наградами за участие в боевых действиях, могут продолжить военную службу, а также установлены особые права при их приеме на обучение по программе бакалавриата и специалитета. В связи с этой новацией встает ряд вопросов, которые надо решить в ближайшее время на законодательном уровне. Они касаются перспектив служебного роста таких военнослужащих, которые могут служить образцом для тех молодых людей, которые захотят связать свою судьбу с силовыми структурами. Поэтому государство должно серьёзно заняться проблемой трудовой реабилитации таких военнослужащих.
Положительный опыт её решения уже появляется. К примеру, участник СВО, 24-летний лейтенант, Герой России Балдан Цыдыпов без вступительных испытаний был зачислен в Финансовый университет при Правительстве России, где получит юридическое образование. Обучение он проходит, находясь в госпитале Санкт-Петербурга – военнослужащий во время своего подвига получил тяжелое ранение, бороться с последствиями которого ему до сих пор помогают медики [9].
Рассмотрев пять основных видов реабилитации, можно отметить их востребованность и сделать вывод об основных принципах их применения:
– комплексность, которая основана на мультидисциплинарном подходе,
– преемственность всех этапов реабилитационного процесса,
– индивидуальный характер построения реабилитационной программы.
Для реализации принципа комплексности, уже имеется ряд нормативных документов.
Так, в рамках «Стратегии социального развития ВС РФ до 2020 года» была разработана программа «Совершенствование медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на период 2008-2020 гг.», включающая пятнадцать подпрограмм по наиболее актуальным вопросам, в том числе подпрограмму «Проведение медико-психологической реабилитации и организованного отдыха отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье». Данная подпрограмма направлена в первую очередь на организацию медико-психологической реабилитации военнослужащих. Правительство расширило и пролонгировало её до 2025 года [10].
Другой пример комплексного подхода со стороны органов государственной власти: Президент России В.В. Путин поручил правительству создать в Донецкой народной республике центр реабилитации инвалидов, а также разработать программу по профессиональной переподготовке, трудоустройству, реабилитации и психологическому сопровождению участников СВО [11].
По поручению президента, правительству РФ, при участии автономной некоммерческой организации «Комитет семей воинов Отечества» нужно разработать до 1 марта 2023г. комплексную программу, направленную на обеспечение профессиональной переподготовки, трудоустройства, реабилитации и психологического сопровождения лиц, участвовавших в специальной военной операции, а также консультационного сопровождения членов их семей, и обеспечить ее реализацию. Российское законодательство в области помощи ветеранам можно назвать близким к совершенству, однако, этим законам не хватает надлежащего исполнения.
Примером реализации комплексного подхода является первый реабилитационно-образовательный центр для военнослужащих, получивших ранения в ходе спецоперации на Украине. Комплекс был открыт в апреле 2022 г. во втором и третьем филиале Центрального клинического военного госпиталя имени А.А. Вишневского в Москве. В реабилитационно-образовательном центре одновременно с реабилитацией и протезированием участники проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования отдельных категорий военных специальностей. В программах медицинской и физической реабилитации используется весь арсенал современных методов лечебной физкультуры с применением тренажеров с биологически обратной связью, лечебной гимнастики, более сорока методов физиотерапии, мануальной и иглорефлексотерапии, остеопатии и различных видов массажа. Предусмотрен индивидуальный подход к определению дальнейшего служебного предназначения и особый порядок прохождения военной службы, предоставление социальных льгот и гарантий, жилищное обеспечение [12].
В России назрела необходимость создании федерального агентства по делам ветеранов. Очевидно, что в нынешних реалиях одними ветеранскими организациями не обойтись. У них не хватит средств, чтобы организовать такую системную работу и создать реабилитационные и адаптационные центры для ветеранов. Начиная с 2016 года велась системная работа в этом направлении. Работа проводилась Координационным Советом Ветеранских организаций. Нужно отметить работу в этом направлении Центра изучения проблем социально-правовой защиты ветеранов боевых действий (ЦИП СПЗ ВБД) и его руководителя В.А. Мурзина [13]. В декабре 2022 года Министр обороны С.К. Шойгу с участием президента В.В. Путина озвучил создание такого агентства. Появление данной структуры дает надежду на решение насущных проблем для участников боевых действий.
К примеру, сейчас существует серьезная проблема при оформлении положенных льгот (сложности в оформлении документов, бюрократическая волокита и, в ряде случаев, безразличие со стороны сотрудников госорганов). При этом участникам СВО помогают многие организации на всех уровнях власти, профильные комитеты, общественные ветеранские организации, что вносит сумятицу в оформлении льгот и компенсаций.
Заканчивая обсуждение вопросов комплексной реабилитации, следует отметить необходимость ответственного подхода к реализации федеральных программ на уровне субъектов Российской федерации; контроль местных органов власти за выполнением обязательств государства перед участниками; обеспечение условий для комплексной реабилитации в существующих реабилитационных центрах, их укомплектование подготовленными кадрами; открытие новых федеральных реабилитационных центров. Основным же критерием реализации принципов системы комплексной реабилитации должно стать не количество проведенных лечебно - диагностических мероприятий, компенсаций и пр., а скорейшее выздоровление участников боевых действий, сроки возвращения военнослужащих в строй и(или) их возврат к полноценной гражданской жизни.
Литература
Русин А. О потерях в ходе СВО // Дзен. Ру: информационный портал, дата публикации 07.11.2022. URL: https://dzen.ru/a/Y2lAIyOlkmPfVAp2 ( дата обращения 15.11.2022)
Белозеров Г. М. , Джурко В. В. , Клименко Г. Я. , Попов В. И. Реабилитация участников боевых действий: история, современное состояние, перспективы развития // Экология человека: научный журнал. 2004. №4.. URL:https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 14.11.2022)
Фисун А.Я., Юдин В.Е., Пономаренко Т. Н., Щегольков А.М. Медицинская реабилитация в Вооруженных Силах: истоки, современное состояние и перспективы // Эко-вектор: портал научных журналов. URL: https://journals.eco-vector.com/ (дата обращения 15.11.2022г.)
Военный психолог рассказал о проблемах реабилитации военнослужащих, вернувшихся с СВО // Московский комсомолец: информационный портал, дата публикации 12.03.2022. URL: https://www.mk.ru/politics/2022/12/03/ (дата обращения 14.11.2022)
Фастовцов Г.А., Зайцева Е.А. Клинические характеристики атипичных вариантов посттравматического стрессового расстройства в судебно-психиатрической практике // Российский психиатрический журнал, 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskie-harakteristiki-atipichnyh-variantov-posttravmaticheskogo-stressovogo-rasstroystva-v-sudebno-psihiatricheskoy-praktike (дата обращения 14.11.2022)
Башлыкова Н. После боя: участникам СВО окажут психологическую помощь // Известия. iz: информационный портал, дата публикации 20.10.2022. URL: https://iz.ru/1412583/natalia-bashlykova/posle-boia-uchastnikam-svo-okazhut-psikhologicheskuiu-pomoshch (дата обращения 04.01.2023)
Путин призвал уделить внимание развитию служб психологической помощи // РИА НОВОСТИ: информационный портал, дата публикации 01.12.2022. URL: https://ria.ru/20221201/pomosch-1835638986.html / (дата обращения 04.01.2023)
Любовь не заканчивается ранением: В России могут создать центр психологической реабилитации участников СВО // russian.rt: информационный портал, дата публикации 13.10.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ (дата обращения 02.01.2023г.)
Балдан Цыдыпов поступил в магистратуру финансового университета при правительстве РФ // Вести: Бурятия, дата публикации 10.01.2023. URL: https://bgtrk.ru/news/society/227820/( дата обращения 12.01.2023г.)
Правительство расширило и продлило до 2025 года программу госгарантий бесплатной медицинской помощи, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин // ТАСС: информационное агентство, дата публикации 09.01.2023. URL: https://tass.ru/obschestvo/16760437 (дата обращения 12.01.2023г.)
Путин поручил кабмину создать программу по трудоустройству и реабилитации участников СВО // Дзен. Ру: информационный портал, дата публикации 03.01.2023. URL: https://dzen.ru/a/Y7RW3aq_PRqaxdTD (дата обращения 12.01.2023 )
Минобороны создало реабилитационный центр для участников спецоперации // ria.ru: информационный портал, дата публикации 11.04.2022. URL: https://ria.ru/20220411/spetsoperatsiya-1782936755.htm (дата обращения 12.01.2023)
Минобороны централизует работу с ветеранами // Ведомости: информационный портал, дата публикации 21.12.2022. URL:https://www.vedomosti.ru/ ( дата обращения 14.01.2023)