Художественная литература как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Художественная литература как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Куприянова П.А. 1
1СВФУ ПИ дошкольное образование
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают.

В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, какие методы использования художественной литературы в воспитательно-образовательной работе будут влиять на развитие словаря старших дошкольников.

Цель исследования: определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: художественная литература как средство развития словаря детей шести-семи лет.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5-6 лет при соблюдении следующих условий:

– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей;

– Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста;

2) Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников;

3) Выявить особенности развития словаря дошкольников 6–7 лет;

4) Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей 6–7 лет;

5) Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей 6–7 лет в процессе экспериментальной работы.

Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития словаря детей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования педагогами детских садов результатов исследования в развитии словаря детей с использованием художественной литературы.

Просмотров работы: 75