Особенности проявления темперамента в межличностных отношениях детей 5-6 лет - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности проявления темперамента в межличностных отношениях детей 5-6 лет

Жиркова М.А. 1
1ФГАОУ ВО "СВФУ имени М,К. Аммосова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психологического склада людей, в том числе и его темперамент.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) предложил концепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: если преобладает кровь (по-латински «сангве»), то темперамент будет сангвистический, т.е. энергичный, быстрый жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает слизь (по-гречески «флегма»), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другое, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает черная смесь (по-гречески «мелайн попе»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И.П. Павлов внес большой вклад в развитии науки. Он изучал работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

«безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика);

«живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);

«спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);

«слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обуславливает темперамент меланхолика)

Понятие темперамент было введено древнегреческим врачом Гиппократом (460-379 гг. до н.э.).

Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей, их соразмерное смешение) – комплекс врожденно обусловленных динамических особенностей психики индивида, проявляющихся в интенсивности, скорости и темпе протекания его психической деятельности, в эмоциональном тонусе жизнедеятельности индивида к внешним воздействиям, в его интенсивности и психической устойчивости.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания – это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента.

Существует несколько типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

В зависимости от условий жизнедеятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабевать. Темперамент несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, т.к. в нем объединяются природные и социальные приобретенные качества личности.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Существуют возрастные особенности темперамента: «в каждом возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В старшем дошкольном возрасте – это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств», - отмечал Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в психическом развитии»

Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

Просмотров работы: 13