ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кундай Лена Владимировна 1
1Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях релизации ФГОС ДО, в условиях построения образовательного процесса в детском саду преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Задачами театрализованной деятельности для детей среднего возраста являются:

Продолжать развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности;

Совершенствовать диалогическую речь, ее грамматический строй;

Совершенствовать художественно – речевые, интонационные, мимические, исполнительские навыки в драматизации,

Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми;

Достигать согласованности движений всех детей, единство в создании образа и настроения;

Способствовать проявлению самостоятельности в театрализованной игре;

Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сказки.

Cодержание работы с детьми средней группы

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух - трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";

- постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»). Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Усложняются методы и приемы, используемые в средней группе: ведение рассказа от первого лица; настольный театр. Для самостоятельного показа рекомендуются произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок». Для драматизации использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку. Расширение театрально-игрового опыта, работа над развитием исполнительства детей осуществляется за счет освоения игры - драматизации.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера. Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В данном возрасте ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями.

В средней группе усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Рассмотрим группу исполнительных умений, связанных с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать её незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

В целях формирования исполнительского умения при обучении детей необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой своего народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

1 этап.

 Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

 Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

2 этап. Распределения ролей:

 Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

 Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь, после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

 В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.

 После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.- 2003.

Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада – М.: КНОРУС, 2003г. 

Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. - Великий Новгород, 2006.

Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр.  Программа «Театр-Творчество-Дети». - Москва, 2004.

Просмотров работы: 49