Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Донская Е.М. 1
1СВФУ, Пед. институт, дошкольное образование, З-БА-ДО-18
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги:  Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

Опыт работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» представляет собой систему организационно – педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации для расширения творческого опыта  у детей через  детско-оформительскую деятельность в соответствии с ФГОС ДО.

Актуальность Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Дети любят экспериментировать  с  художественным и бросовым материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, малыш приходит к решению поставленной задачи. Это все могут дать ребенку занятия дизайном.  

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству. Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является, на наш взгляд, детская дизайн-деятельность.

Проблема Детский дизайн — интерактивная технология сравнительно нова и мало изучена, но она обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Чтобы добиться успешного и гармоничного развития творческих способностей, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы для освоения детьми дошкольного возраста эстетического вкуса в разных видах рукоделия, в частности через детский дизайн.

Технология детского дизайна – интерактивная технология, которая несколько отличается от традиционных методик обучения детей изобразительной деятельности. Дизайнерская деятельность детей представляет собой область художественного проектирования объектов и предметов, направленную на гармонизацию окружающей среды. Она включает не только рисование, но и аппликацию, лепку, конструирование и художественный труд. Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии детского дизайна, а также особенностей влияния на развитие творческих процессов у детей.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование детский дизайн будет способствовать  расширению творческого опыта у дошкольников.

Цель: определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью расширения опыта творческой деятельности детей, старшего дошкольного возраста. 

В связи с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:

Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды.

Раскрыть возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития творческой деятельности.

Разработать дополнительную общеразвивающую  программу по обучению детей элементам дизайна, направленной на развитие детского творчества.

Результат:

У детей появится повышенный интерес к творческой деятельности, в работах будут преобладать новизна и оригинальность. Дети свободно смогут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога. Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: творческая активность, самостоятельность.

Интеграция дизайн-деятельности по образовательным областям согласно с ФГОС ДО: 

Одним из несомненных достоинств занятий по дизайн - деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. 

Для взаимодействия со специалистами были даны рекомендации  для совместной деятельности с детьми. 

Сущность понятия «детский дизайн»

Дизайн – это особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по законам целесообразной красоты. При этом под целесообразностью подразумевается не только функциональность, точное соответствие изделия своему назначению, но и целесообразность как гармоничное единство формы, содержания, функции и места дизайн - предмета в пространстве.

Цель:

замысел, план, намерение, модель, композиция, эскиз, набросок, рисунок, чертеж, узор, шаблон, схема, лежащая в основе изделия (конструкции). Другими словами, дизайн связан с разработкой идеи.

Основными принципами детского дизайна являются: 

– принцип эстетизмами предметно-пространственной среды и быта;

      – принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

     – принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

     – принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

     – принцип организации тематического пространства.

        Дизайн – это искусство создания нового облика предмета, творческое проектирование его формы, а так же всей предметно – пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач. Смысл дизайна состоит в проектировании уникальных вещей, сохраняющих свою полезность при наличии высокохудожественного и при этом – современного облика.

Технология детского дизайна:

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три:

плоскостной (аппликативно-графический);

 объемный (предметно-декоративный);

 пространственный (архитекртурно-художественный). 

Виды детского дизайна:

«Аранжировки» - это развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

«Дизайн одежды» - это ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, одежды повседневной и праздничной.

«Декоративно-пространственный дизайн» - ориентирует внимание детей на декоративные оформления, облика зданий и ландшафта, на кукольно-игровое пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручных материалов.

Условий развития детского творчества – единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

 Творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном обучении детей подобной деятельности необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.

Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка.

В обучении детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий художественный материал:

Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.

Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.

Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).

Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они могли бы полнее раскрыть свой внутренний мир и чувствовать себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

«Физическое развитие»

Пальчиковые игры: 

«Дождик», «Кукла», «Наши алые цветы», «Снегопад», «Мы во двор пошли гулять», «Стайка птиц», «Девочки и мальчики», «Десять внучат», «Осень».
Физкультурные минутки: 

«Руки подняли и помахали», «Матрёшкины частушки», «Снежинки», «На дворе у нас мороз…», «На дворе мороз и ветер…», «Веснянка», «Бабочка», «Раз, два, три…», «Снегирёк», «Солнечные зайчики», «Дождик», «Божьи коровки», «Жёлтый подсолнух»

Подвижные игры:

 «Солнечный дождик», «Найди свой цвет», «Каравай», «Луна и солнце», «Мы весёлые ребята», «Гуси-лебеди», «Гори, гори ясно!», «Снежная карусель», «Два Мороза», «Море волнуется», «Уголки», «Пожарные на ученье».

«Социально - коммуникативное развитие»

Сюжетно – ролевые игры:

 «Строим город будущего», «Модельное агенство», «Дизайнерское агентство», «Швейное ателье», «Фотоателье», «Экскурсия в оранжерею», «Строим дом»

Дидактические игры и упражнения:

«Укрась (бабочку, вазу, варежку), «Машенькины наряды», «Павлин», «Бумажные куклы», «Витражи», «Составь натюрморт (портрет, пейзаж, интерьер),  «Бусинки», «Диски», «Платочки», «Чудесные палочки», «Верёвочка»

Беседы:

«Кто такой дизайнер?», «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат»

Праздники:

 «Новый год», «День защитника Отечества», «Цветы для женщин всей земли».

«Познавательное развитие»

Знакомство с многообразием родной природы.

Изучение причинно-следственных связей между природными явлениями.

Расширение представлений о растениях ближайшего окружения.

Изучение особенностей среды обитания животных и птиц.

Развитие аналитических умений для установления связей между создаваемыми постройками и архитектурными строениями окружающей жизни.

Познавательно – исследовательская деятельность:

Изучение свойств материала  и возможностей его использования.

«Речевое развитие»

Приметы, загадки, пословицы, поговорки.

Беседы:

«Моё имя», «Давай познакомимся!», «Волшебные слова», «Моя мечта», «Доброе утро солнцу и птицам», «Дизайнеры нашего края».

Дидактические игры и упражнения:

«Я модельер», «Путешествие по городу», «Жилое – нежилое» , «Дом и его части», «Дострой дом».

Литературные сказки:

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П.Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик-семицветик»; А.Волков «Волшебник изумрудного города».

В процессе нашего исследования на начальном этапе мною была поставлена следующая цель: выявить исходный уровень развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Для проведения промежуточного и итогового мониторинга использовалась диагностическая методика Н. В. Микляевой.

Следующие уровни развития творчества:

40% - высокий;

20% - средний;

15% - низкий.

 Анализ развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в практике (беседы с воспитателями ДОУ, родителями детей, заведующей и методистом о том, насколько значимо это направление), показавший необходимость повышения уровня и качества творческой деятельности детей в ДОУ, а также результаты мониторинга, позволили нам перейти к следующему этапу. Целью его явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста опыта творческой деятельности, воспитание личности дошкольника, способной к воплощению собственных оригинальных идей с помощью основ дизайна.

Для реализации выше указанной цели нами была разработана программа дополнительного образования (кружковую деятельность) «Юные дизайнеры», целью которого является развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством детского дизайна.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра художественного творчества;

 Организация образовательного художественно-творческого пространства в группе – обучение воспитанников навыкам дизайна;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к творческой деятельности средствами дизайна. 

Для реализации поставленных задач по развитию творческих способностей у детей использовались следующие формы работы по художественно-творческой деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности.

Развивающие игры. Рассматривание альбомов, фотографий.

Беседы, наблюдения, обследование предметов, экспериментирование. 

Совместная деятельность детей и родителей.

Определение перспектив в дальнейшей работе.

Повышение уровня развития творческих способностей средствами детского дизайна, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы  у детей подготовительного к школе возраста.

Активизация участия воспитанников в проектной деятельности.

Организация родительского клуба.

Распространение опыта работы по развитию творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста среди коллег города.

Работа над использованием некоторых видов дизайна,  начиная с младшего дошкольного возраста.

  Заключение:

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги:  Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги: Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

Детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию творчества у детей.

Творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном обучении детей подобной деятельности необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены.

 Использованная литература:

1.Безделёва М.Ю.,Иванова Г.Н., Черепанова Н.Г. «Солнечные зайчики».-Казань:РИЦ «Школа»,2009 г.

Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

Евдокимова М. М. «Волшебные краски». М. «Школьная пресса» 2001 г.

Ерлыкин «Поделки своими руками». Москва «ТРИЭН». 1997 г.

Журавля И.Д., Панфилова Э.Н. «Как мы играем с цветом: от

живописи к компьютерной графике». Научно – методический

журнал «Цветной мир», №3, 2012г

Журнал «Дошкольное воспитание». 3/2008г.

Журнал «Дошкольное воспитание». 11/2005 г.

Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Москва «Вентана-Граф». 2003 г.

1.Лыкова, И. А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образо- вании [Текст] / И. А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 10

Лыкова И.А Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –М.: «Карапуз-дидактика»,2007 г.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006

Пантелеев Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье. М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Дизайн в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОО/под редакцией. Н.В. Микляевой и Г.В. Урадовских. – М.: УЦ «Перспектива», 2016.-128 с.

Микляева Н.В. и Урадовских Г.В. «Дизайн в детском саду» Методическое пособие для педагогов.-М.:УЦ «Перспектива», 2016.

Просмотров работы: 39