Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники граттаж - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники граттаж

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы. На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова,

но до сих пор актуальна.

Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.

По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гильфорда, Е. Торренса, Е. Богоявленской), именно период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считая, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти [48].

В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей
и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений
с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивация в достижении успеха. Все это обуславливает безусловную актуальность выбранной нами темы исследования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники граттаж».

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей посредством техники граттаж.

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение возможности развития творческих способностей посредством техники граттаж.

Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами техники граттаж будет успешным, если:

- будут разработаны занятия, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами техники граттаж;

-будут учитываться результаты первичной диагностики при планировании и реализации содержания занятий;

- в процессе экспериментальной деятельности будут создаваться ситуации требующие проявления творческих способностей детей;

- занятия будут проводиться систематически;

- будет создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние разработанности проблемы развития творческих способностей в научно-педагогических исследованиях, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.

2. Выявить проявления развития творческих способностей, их характеристики в старшем дошкольном возрасте.

3. Определить возможности нетрадиционной техники рисования граттаж в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

4. Обосновать и разработать комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования граттаж.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, обработка аналитических данных.

Методологическая основа исследования. Являются концепции развития творческих способностей, разработанные психологами (С.Л. Рубинштейн, Е.И. Игнатьева, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко и др.); идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии творческой способности детей дошкольного возраста (Р. Арнхейм, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А. Комарова, О.А. Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская и др.); теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); исследования в области развития личности детей посредством изобразительной деятельности (Е.И. Игнатьев, В.В. Кузин, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова и др.).

Новизна исследования завключается в разработке и реализации комплекса занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники граттаж.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании предполагаемой эффективности организованной работы, направленной на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования граттаж.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее результатов в педагогической практике различными субъектами социально-культурной деятельности дошкольного образования

Экспериментальная база исследования. Работа проведена на базе ЦУП «Белоснежка» г. Якутск (г. Якутск, ул. Пушкина 28). В исследовании приняли участие 12 воспитанников старшей группы
в возрасте от 5 до 6 лет.

Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Определение понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом
в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения [5, с. 248].

Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяются вокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность» [12, с. 212].

Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов.

Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя
[12, с. 179].

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог Бехтерев В.И. трактует творчество с рефлексологической точки зрения
как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные
и духовные ценности или итог создания субъективно нового [36, с. 358].

Таким образом, в общем виде понятие творчество выглядит следующим образом. Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность
в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших
в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов
или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Доктор психологических наук Крутецкий В.А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности [22, с. 212].

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода»
[36, с. 359].

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.
И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности
с творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями мышления.
В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы
не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям
с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей
(в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих
с обще­принятыми).

4.Законченность - способность совершенствовать свой «продукт»
или придавать ему за­конченный вид [52, с. 23].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников
и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя
её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы
до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [29, с. 74].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет о ней чёткое понятие и может вписать
её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3.Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях [33, с.69].

Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость
в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция.

Таким образом, анализируя представленные выше точки зрения
по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.

Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст выступает как отправная точка проявления одарённости, но в теории педагогики и психологии феноменологические предпосылки развития способностей в данном возрасте недостаточно изучены.

По мнению А.М. Матюшкина, творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2–5 лет, когда закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь [31, с. 29].

Как указывает Л.Н. Галигузова, уже в раннем возрасте у ребенка зарождаются элементы фантазии и творчества, которые проявляются
в способах освоения ребенком действий с предметами. Возможность построения предметного действия как творческого акта утверждает в своей работе Д.Б. Эльконин. В качестве критериев творчества для авторов выступает создание ребенком образца действия с предметом, построение
его как собственного действия [53, с. 9].

Для ребенка младшего дошкольного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы,
так и предложения других детей.

При развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры [52, с.18].

В исследования учёных (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин) показано, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения, поэтому многое из того, что дети получают в дошкольном возрасте, остается на всю жизнь. Возрастные особенности проявляются и в специфике мышления, склонности
к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности. Отличительной возрастной особенностью дошкольника является также развитие и большая пластичность нервной системы, что создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения, формирования различных способностей [27, с.54].

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребёнка 6–7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети демонстрируют достаточно высокий уровень умственного развития, включающий расчленённое восприятие, обобщённые нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определённый объем знаний
и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые, можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать и анализировать, воспроизводить и создавать различные продукты творчества. К моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребёнка снижается,
в то же время он становится более активным в поиске новой информации.

Таким образом, дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития, когда происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная с совершенствования психофизиологических функций
и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Как считает В.Н. Белкина, старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок 5-7 лет способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Творческие работы наиболее ярко проявляются в языковом творчестве и специфически детских деятельностях: конструировании, рисовании, лепке, музицировании. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы
к взрослому, способность к речевому комментированию процесса
и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана
с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, способность
к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности [5, с.214].

Старший дошкольник обладает большой способностью
к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.

У старших дошкольников уже формируется критическое отношение
к результатам своей деятельности. Важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все. Не надо стремиться к точному воспроизведению героя, предмета на бумаге. Главное – передать
его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для юного художника качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым юный художник воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными.

Дошкольник начинает ощущать роль и значение искусства, его доброту и силу, органическое единство искусства и жизни. Конечно, он не думает этими категориями, но начинает чувствовать это сообразно своим возрастным возможностям.

В работах Л. С. Выготского показано, что с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Педагоги и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
А это качество необходимо всячески развивать. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека [8, с. 250].

Успешное развитие творческих способностей, по мнению Казаковой Р.Г., возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству [22, с.214].

В мировой педагогике и психологии стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов.
С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать [7, с.51].

На наш взгляд, создание благоприятных условий недостаточно
для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных
на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно
и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Работа с родителями.

Таким образом, творчество для детей старшего дошкольного возраста предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению
и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Возможности развития творческих способностей посредством техники граттаж

Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время – это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства.

Для того, чтобы ребенку выразить свои замыслы в графической форме на плоскости листа бумаги, ему необходимо иметь представления о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, и сформированные навыки и умения, которые совершенствуются в процессе изобразительной деятельности.

Изобразительное искусство включает в себя многообразие техник, материалов и способов их использования. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, именно поэтому для работы с детьми старшего дошкольного возраста педагоги часто применяют различные нетрадиционные техники рисования. Каждая из этих техник – это маленькая игра детского воображения. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, самостоятельнее, непосредственнее. В процессе этой деятельности происходит стимулирование детской активности, инициативности в придумывании содержания изображения, а также создаёт предпосылки для полной свободы самовыражения ребёнка, совершенствуя его умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.

Работы, выполненные ребенком в нетрадиционной технике, всегда очень привлекательны.

Хотелось бы отметить одну из интересных нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать), смысл которой заключается в том, что рисунок проявляется в ходе процарапывания острым инструментом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем) по бумаге или картону, которые залиты тушью или гуашью поверх воска. Другое название техники — воскография, дети называют «царапкой».

Техника граттаж и её другое название гратография была известна в России ещё в XX веке и часто использовалась графиками для иллюстрирования произведений. Для граттажа характерны четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов. Выразительным средством является линия, штрих, точка, пятно. По способу получения рисунка (процарапывание) граттаж сравнивают с гравюрой.

Одно из основных средств выразительности рисунка, исполненного в технике граттаж, является линия. С помощью линии ребенок создает описание своих эмоций, повествует сюжет, описывает предмет, объект. Линия, казалось бы, самое минимальное средство выразительности, но в тоже время в детском рисунке является основным мощным средством выражения. В данной технике приветствуется четкость линий и, в зависимости от задуманного изображения, умение передавать контур изображения. Поэтому граттаж способствует развитию и совершенствованию точности и уверенности движения руки, формированию композиционных навыков, умение свободно владеть материалом, навыка сохранения движения в определённом направлении. (т.к. в технике граттаж может использоваться декоративные композиции, которые строятся на ритмическом повторении элементов узора). Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Различают цветной и черно-белый граттаж. В черно-белом варианте выразительными средствами являются линия, штрих, точка, контраст. Черно-белый граттаж можно сделать позитивным или негативным. В первом случае выцарапывают светлый рисунок на темном фоне (самая распространенная техника), во втором – подложку делают темной, а фон светлым. Возможны и варианты применения цветной туши или гуаши, также тонированного фона и черной туши. Для создания черно-белого изображения на белый лист плотной бумаги (картон) равномерно наносится воск или парафин (свеча). Затем вощеная поверхность покрывается тушью или гуашью с небольшим количеством жидкого мыла или средства для мытья посуды (шампунь), чтобы краска не скатывалась.

В цветном граттаже средствами выразительности являются линия, штрих, точка и цвет. Чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Также допустим такой вариант: сначала основу прокрашивают акварелью, задавая будущий цветовой контекст изображения, затем покрывают воском и также красят тушью.

Эта техника рисования привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги. Работая в технике граттаж, ребенок становится исследователем и уже в процессе подготовки листа дети делают для себя маленькие открытия.

Также можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж таит в себе огромный обучающий потенциал: она знакомит ребенка с основами композиции, дает представление о физических свойствах веществ (восковые мелки, парафиновая свеча, гуашь, тушь).Дети получают новые знания о материалах и их свойствах, а также совершенствуют свои навыки и умения пользоваться ими. Маленькие исследователи в процессе своей деятельности узнают, что воск под воздействием тепла становиться мягким, а свеча может сгибаться; восковые мелки ломаются, а тушь или гуашь растекается по восковому слою, но если чуть-чуть капнуть моющей жидкости, то все меняется.

Удобна техника граттаж для использования в разных возрастных группах дошкольников, так как в результате минимально приложенных усилий получается эффектный рисунок. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства. Разница лишь в том, что малышам исходный материал необходимо приготовить заранее, а дети старшего дошкольного возраста могут сделать все самостоятельно.

Картины в технике граттаж могут выполняться в практически любом стиле. Это может быть пейзаж, натюрморт, сюжетные картины, декоративные орнаменты. Для начинающего работать в этой технике ребёнка можно использовать трафарет. Для разнообразия работы можно применять аппликацию из разных материалов: бумага различной фактуры, ткань, ватные диски, салфетки, природный материал и многое другое. Такое разнообразие расширяет диапазон проявления творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

В итоге можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж комплексно воздействует на ребенка, развивая творческое воображение, мелкую моторику рук, креативность мышления и способствует его всестороннему развитию. Дети, владеющие этим нетрадиционным методом рисования, создают новый, самостоятельный, оригинальный продукт своей деятельности, в котором проявляется творчество, фантазия, реализация их замысла через нетрадиционные средства для его воплощения.

Выводы по первой главе

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу
по проблемам развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста мы пришли к следующему:

Творческие способности – это сплав многих качеств личности.
Но несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому,
что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Нетрадиционная техника граттаж комплексно воздействует на ребенка, развивая творческое воображение, мелкую моторику рук, креативность мышления и способствует его всестороннему развитию. Дети, владеющие этим нетрадиционным методом рисования, создают новый, самостоятельный, оригинальный продукт своей деятельности, в котором проявляется творчество, фантазия, реализация их замысла через нетрадиционные средства для его воплощения.

Просмотров работы: 86