Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов различных видах деятельности [1]. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведение о мире. Знание полученные самостоятельно являются осознанными и более прочными. Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности дошкольников, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Проблеме формирования и поддержания у дошкольников познавательных интересов посвятили свои исследования С.Л. Рубинштейн, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьякова, Б.Г. Ананьев, Н.Е. Веракса, и др.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить эффективность экспериментальной деятельности как средство формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Предмет исследования – экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более эффективно, если систематически включать в режимный процесс детей экспериментальную деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипуляторной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия [24].
Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ребёнка к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания дошкольника становится не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Познавательный интерес, как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывно-поступательным движением, содействующим переходу дошкольника от незнания к знанию, от менее полного к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.