Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности, которая возникает в процессе взаимодействия людей. В процессе общения формируются межличностные взаимоотношения, происходит обмен мыслями, чувствами и переживаниями.
Проблема общения становится сейчас наиболее актуальной как одна из важнейших сторон главной и наиболее сложной комплексной проблемы – проблемы человека.
Диалогическое общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками отражает специфика возрастных взаимоотношений. Своеобразие этого вида общения в данном возрасте отличается тем, что в нем контакты между детьми неустойчивы и часто конфликтны. Поэтому соблюдение ребенком норм общения имеет огромное значение, так как понимание им необходимости определенных взаимоотношений облегчает установление его контактов со сверстниками. Установлению взаимопонимания между детьми способствует правильно организованная театрализованная игра, которая создает устойчивые и благоприятные условия для этого. С связи с этим, актуальна проблематика развития диалогического общения детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, так как это позволит повлиять на уровень сформированности этих навыков. Ведь наиболее сильное влияние на развитие личности дошкольника оказывают процессы игрового общения. Изучение условий развития диалогического общения детей старшего дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности имеет особое значение в силу своей неполной разработанности.
Большое влияние на сферу диалогического общения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками театрализованная игра оказывает. Это связано с тем, что она стимулирует активность за счет желания ребенка поделиться эмоциями с ровесником. В театрализованной деятельности старшие дошкольники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей.
В старшем дошкольном возрасте происходит становление и развития такой формы общения сверстников как ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. ведь этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Также в театрализованной игре идет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Самое главное – это то, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество в такой игре проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
В старшем дошкольном возрасте главным мотивом диалогического общения со сверстниками становится личностный. В качестве ведущих факторов развития взаимоотношений являются гуманные мотивы поведения ребенка. Обязательные условия развития навыков диалогического общения в игре - продуманная организация взаимоотношений в игровой деятельности, наличие конкретных требований и правил поведения детей, контроль за их постоянным выполнением. Для развития данных навыков детей перед ними ставятся задачи: выполнить задание к установленному сроку, действовать согласованно, в едином темпе. Организованность поведения при выполнении задания сплачивает группу старших дошкольников, обеспечивает достижение более высоких результатов общения.
Театрализованная деятельность - непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. Субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие.
Театрализованная игра – это вид детской игры, основанный на воспроизведении детьми действий и деятельности взрослых, в которой ребенок моделирует мир человеческих взаимоотношений. Главным мотивом игры служит стремление ребенка быть таким, взрослые, пользоваться такой же властью над вещами, таким же авторитетом и уважением. Ребенок развивает фантазию и свои творческие способности. Дети эмоциональны, поэтому приемы развития их коммуникативных навыков должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с литературными произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, развивает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.
Список литературы
Богуславская 3.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2002. – 345 с.
Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива // Под ред. В. Г. Хроменок. - Рязань: РГПИ, 1994. – 358 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1996. – 290 с.
Елагина М.Г. Общая и конкретная самооценка у детей дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. - 2002. - № 2. - С. 48 - 54.
Калин В.К. К вопросу о волевом усилии // Проблемы формирования личности и волевой процесс // Учёные записки РП. - М.: Просвещение, 1998. - Т. 59. - С. 111 - 129.
Развитие общения у дошкольников / Ред. А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1994. – 286 с.
Усова А.В. Обучение в детском саду / Под. Ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1998. – 176 с.
ФонаревА.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. - М.: Педагогика, 1999. – 168 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2002. – 349 с.