Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без ИКТ. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОО. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе. Поэтому с уверенностью можно сказать, что использование ИКТ в современном дошкольном образовании является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.
Данный возрастной период значим для формирования познавательной необходимости детей, что обретает представление в форме поисковой, экспериментальной активности, сосредоточенной в выявление нового.
В современном мире наличие познавательного интереса требуется во всех сферах жизнедеятельности, что говорит о том, что он должен стать одной из главных характеристик успешного человека. Именно поэтому одной из ключевых и главных задач современного образования становится развитие познавательного интереса.
В старшем дошкольном возрасте происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру. Известно, что источником познавательного интереса является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение [1].
Познавательный интерес является природным проявлением ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими, параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздувальные паузы постоянное притяжение к этому объекту [3].
ИКТ выступают средствами развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, так как они дают возможность расширить границы познаваемого материала, выбирать более сложный материал, использовать для изучения ситуации, с которыми невозможно столкновение ребенка и реальной жизни [2].
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад «Кэнчээри» с.Кюндядя Нюрбинского района, Республики Саха (Якутия). Всего приняли участие 9 детей из старшей группы «Чуораанчык».
С целью выявления развития процесса познавательного интерес у старших дошкольников, мы провели диагностику с использованием 3 методик: Дидактическая игра «Отгадай предмет», дидактическая игра «Два домика», задание «Опиши картинку».
Только 3% детей от общего числа участвующих в эксперименте имеют высокий уровень развития познавательного интереса, 28% - средний уровень и 67% детей имеют низкий уровень.
Исходя из данных, которые мы получили в итоге проведения диагностики, узнали, что уровень развития познавательного интереса у дошкольников недостаточно высок.
Таким образом, ИКТ естественно вписываются в жизнедеятельность и обучение детей старшего дошкольного возраста, являясь одним из эффективных современных средств формирования познавательного интереса. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у детей эмоциональный подъем, стремление к успеху, не просто к выполнению задания, но и выполнению его самостоятельно, новыми способами.
Проанализировав теоретические основы познавательного развития, мы выяснили, что познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта дошкольника.
ИКТ вписываются в жизнедеятельность и обучение детей старшего дошкольного возраста, являясь одним из эффективных современных средств формирования познавательного интереса. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у детей эмоциональный подъем, стремление к успеху, не просто к выполнению задания, но и выполнению его самостоятельно, новыми способами. Благодаря использованию ИКТ уровень познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста появилась устойчивая познавательная мотивация.
Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы была выявлена уровень познавательного развития старших дошкольников посредствам ИКТ.
Список использованной литературы:
1. Березина Ю. Ю. Изучение особенностей развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. - М. , 2007. - С. 517-522.
2. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Москва, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. – 177 с.
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.