АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА

Иванова В.М. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поиск себя, открытие себя –

есть постоянная прелюдия самоактуализации.

Стремление разобраться в себе самом, своих стремлениях и желаниях – это прямой выход на осознание своих ценностей

и осознание себя ценностью.

Аида Кирьякова, д-р пед. наук, профессор

Единственная вещь,

которая работает, - управление на основе ценностей.

Стив Джобс, AppleComputer

Тайм-менеджмент – это не панацея от всех бед! Изучать инструменты тайм-менеджмента, не осознавая, для чего они необходимы – это бесполезная трата времени. Что же с ним не так? Давайте разберёмся, почему тайм-менеджмент не работает и как это исправить.

Постиндустриальное общество характеризуется кризисными явлениями, связанными с постоянным активным поиском ценностного наполнения жизни, возрастает понимание роли человеческого фактора, поэтому так необходимы аксиологические основания тайм-менеджмента. Аксиологические основания тайм-менеджмента – это то, на основании чего продуцируются правила и формы поведения и деятельности. Аксиологические основания – это фундаментальные положения, определяющие исходные, базовые знания, которые помогут понять, зачем ставить цели, для чего cocтaвлять планы.

Основание – это на чём всё покоится, что имеет свою почву. Понятие «основание» означает что-то, что продиктовано разумом, что и помогает понять, что есть не только умопостигаемое, но и что-то бессознательное, но имеющее основание. «Основание» – это на чём все покоится и отвечает на вопрос «Почему?» – это вопрос о времени, законе, смысле и месте того, что свершается. «Основание» – смысл, а не причина. Поэтому «аксиологическое основание» показывает «ради чего?», «во имя чего?». Это вопрос направления и собственного смысла.

Таким образом, основание обуславливает смысл и является причинной, а аксиологическое основание становится оттенком смысла, его качеством.

Именно аксиологическое основание должно стать основой проектирования деятельности, обоснованием того, к чему обращена деятельность. Аксиологическое проектирующее мышление, как высшая ступень познания человеком действительности, выявляет замысел, который содействует решению проблемы трагичности. Проектирующее мышление – это главный элемент системы, который обеспечивает «непрерывное самосовершенствование», поэтому и называется практической деятельностью. Мир, в котором мы живем, не является таким, каким может и должен быть. Первичный аксиологический опыт не говорит нам, что должно быть то, чего нет. Не говорит и что нужно что-то сделать, чтобы что-то возникло. Всё это вторично, а первично исключительно это: есть то, чего быть не должно.

Ценности как аттракторы, притягивающие множества, одни удерживают деятельность вблизи хаотической области, а другие тянут из зоны опасности к орбите устойчивого развития.

Красной нитью через русскую философию проходит идея, что ценности – это не просто концепции поверхностного уровня, они пронизывают и формируют каждый аспект нашей жизни, это не просто внешние факторы, влияющие на наши решения, они являются неотъемлемой частью нашего существа и влияют на наши мысли, чувства и действия.

В этом смысле ценности служат руководящим принципом поведения и принятия решений. Они дают ощущение цели и направления, а также помогают определить, что для нас наиболее важно. Имея четкое представление о наших ценностях, мы можем принимать решения, которые соответствуют нашим убеждениям и ведут к более полноценной и осмысленной жизни.

Признавая проникающую природу ценностей, можно получить более глубокое понимание самих себя и окружающего мира и использовать ценности для принятия значимых и целенаправленных решений.

Таким образом, деятельность и поведение человека задаются ценностями и придают смысл человеческим действиям. Поэтому самое главное в тайм-менеджменте – это вовсе не инструменты, а те аксиологические принципы, которые лежат в основе. Именно от их соблюдения и зависит, будут ли все эти инструменты работать и приносить пользу или же они превратятся в череду бесполезных и утомительных ритуалов.

Аксиологические принципы могут варьироваться в зависимости от культуры, религии или философской позиции, а некоторые из них могут определять эффективную организацию времени:

– Эффективность: стремление использовать свое время максимально эффективно, чтобы достигать как личных, так и профессиональных целей.

– Рациональность: стремление использовать свое время рационально, учитывая свои обязанности, цели и потребности.

– Ответственность: быть ответственным по отношению к своему времени и использовать его с умеренностью.

– Планирование: планирование является важным инструментом для организации своего времени и достижения целей.

– Оптимизация ресурсов: использование ресурсов, таких как время, в оптимальных для достижения целей количествах является важным аксиологическим принципом.

– Равенство времени: время должно быть равномерно распределено между различными аспектами жизни, такими как работа, семья и отдых.

– Наслаждение: важно использовать свое время так, чтобы получать удовольствие и наслаждение от жизни.

Эти принципы влияют на выстраивание приоритетов и организацию своего времени. Но в конечном итоге, как каждый человек организует свое время, зависит от его индивидуальных взглядов, потребностей и задач.

Мы должны всегда понимать, зачем берёмся за то или иное дело! Ради чего составляем планы и почему двигаемся в этом направлении.

Множественность ценностных интерпретаций смыслов выступают ключевым императивом современности. Возникают новые формы реальности, в которых оценочность играет все большую роль. Оценивание выступает первичным видом отношения к миру. Выступая творческим процессом, оценивание, наполняет объекты субъективными внутренними значениями и смыслами, результатом которых оказывается преобразование действительности. С оценивания начинается постановка и достижение цели, поэтому аксиологический аспект целеполагания характеризуется поиском смысла деятельности. Аксиологический смысл деятельности позволяет понять, какие ценности придают этой деятельности значение и как они способствуют формированию идеалов и ориентиров человека.

Необходимо новое направление тайм-менеджмента – аксиологическое.

Аксиологические основания в деятельности являются необходимыми, поскольку они помогают определить ценности, приоритеты и цели деятельности, что в свою очередь позволяет принимать решения, ориентироваться в сложных ситуациях и проводить действия в соответствии с выбранными принципами. А также, наличие аксиологических оснований в деятельности позволяет улучшать качество принимаемых решений, устойчиво развиваться. Аксиологические основания также помогают создать устойчивую культуру и согласованное действие в организации, что является важным фактором для достижения успеха.

Таким образом, в специфике университетов и студентов как их участников, основное значение приобретает – деятельность, благодаря методологии - эта деятельность становиться предметом осознания, рационализации и обучения. Научная организация любой деятельности предполагает наличие методологии. Методология тайм-менеджмента необходима для понимания и принятия личности как социального качества человека, который усваивает систему ценностей, проявляющуюся в динамике личностных смыслов.

Литература:

1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / Кирьякова А.В. – Оренбург, Южный Урал, 1996. – 188 с.

2. Кирьякова, А. В. Педагогическая интерпретация психологического понятия "самоактуализация" как ориентир для построения жизненных перспектив [Электронный ресурс] / А. В. Кирьякова, В. М. Иванова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 26-27 янв. 2022 г., Оренбург / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Оренбург. гос. ун-т" ; ред. А. В. Пыхтин. - Электрон. дан. - Оренбург : ОГУ,2022. - . - С. 74-82

3. Иванова, В. М. Особенности организации учебной деятельности в связи с внедрением государственных федеральных образовательных стандартов нового поколения [Электронный ресурс] / Иванова В. М. // Современные проблемы науки и образования,2019. - № 3.

4. Иванова, В. М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов / Иванова В. М. // Сибирский педагогический журнал,2008. - № 4. - С. 207-215.

Просмотров работы: 32