СИСТЕМА СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАНАДЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СИСТЕМА СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАНАДЕ

Зотова О.А. 1, Цыганов А.В. 1, Святкин Ю.А. 1, Илюшко А.А. 1
1ФГБОУ ВО УЛГТУ СП ИАТУ, Самолетостроительный факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как известно, Канада является одной из самых богатых стран мира. Так, на нужды образования в расчёте на душу населения Канада тратит больше, чем многие другие страны: ежегодно на эту сферу из бюджета выделяется более 7% от ВВП. Вследствие хорошего финансирования качество образования в Канаде очень высокое, однако, при этом стоимость его привлекательно низкая.

Канадские дипломы общепризнаны в мире и пользуются большим уважением. Уровень образованных людей в Канаде достаточно высок – более половины жителей страны продолжают учёбу после 15 лет.

В Канаде нет единого государственного министерства образования. Управление образованием децентрализовано, т.е. за эту сферу отвечают провинциальные министерства образования, которые координируются Советом министров образования.

В настоящее время в Канаде насчитывается около 180 государственных и негосударственных колледжей, в которых учится более 300 тысяч студентов. За качество обучения отвечает ACCC (Association of Canadian Community Colleges/Ассоциация канадских общественных колледжей).

Колледжи в Канаде делятся на три типа:

- общественныеколледжи (Community Colleges)

-техническиеинституты (Technical Institutes)

-колледжисистемы CEGEP (College d’Etudes Generales et d’Education Professionnelle)

Общественные колледжи предлагают академические программы, направленные на то, чтобы помочь студентам поступить в вузы. Многие университеты сотрудничают с такими колледжами: выпускники колледжа могут поступить сразу на второй курс университета-партнёра. Как правило, в таких колледжах существуют отделения для обучения английскому языку в качестве иностранного.

В технических колледжах студенты могут получить профессию за короткий срок (2 года), поэтому их можно сравнить с профессионально-техническими училищами. В колледжах подобного типа много внимания уделяется практике: большинство занятий проходят не в аудиториях, а в лабораториях и мастерских. После окончания таких колледжей студенты получают либо сертификаты, либо дипломы – в зависимости от специальности и программы обучения.

Колледжи системы CEGEP наиболеераспространены во франкоязычной провинции Квебек. Это учебные заведения французского типа – колледжи общего и профессионального образования, осуществляющие обучение по техническим специальностям. В них поступают после окончания школы и готовятся к поступлению в университеты, либо получают самостоятельную техническую специальность. Поскольку в Квебеке дети учатся в школе 11 лет (в других провинциях – 12-13), то перед поступлением в вуз они должны ещё два года заниматься на подготовительном отделении в колледже системы CEGEP.

Популярными в Канаде являются Career Colleges, предлагающие профессиональное образование. В них преподают люди, привлеченные с производства, знающие как выполнять реальную работу. Общий список специальностей занимает несколько листов. Выпускники годовой сертифицированной программы приступают к работе или могут пойти на второй год обучения, по окончании которого выдается диплом. Диплом Career Colleges уважаем работодателями и приемными комиссиями университетов, в которые поступают выпускники на третий год обучения. Стоимость обучения в Career Colleges сопоставима со стоимостью обучения в университете.

В канадских колледжах действуют разные образовательные программы, например:

Сертификатные (0,5-1-1,5 года), по окончанию которых студент получает сертификат парикмахера, пожарного, помощника секретаря и др.

Дипломные программы (2-3 года) позволяют студентам получить диплом более сложных профессий: бухгалтер, маркетолог, программист и др.

Программы поствысшего образования представляют собой курсы повышения квалификации или переквалификации. Таким образом, студенты могут получить дополнительную профессию к уже имеющейся. Значительным плюсом является практическая направленность подобных программ – студенты проходят длительную оплачиваемую практику.

Программа на степень бакалавра дает возможность получить степень в колледжах по некоторым специальностям – например, туризму и гостиничному делу, компьютерным технологиям, бизнес-администрированию.

Высшее образование в Канаде, как и в большинстве западных стран, делится на три ступени:

Базовое высшее (Undergraduate), продолжительность которого составляет не менее 3 лет. По окончании выпускникам присваивается степень бакалавра.

Магистерские программы (Graduate), срок обучения, по которым длится 1-2 года, выпускникам присваивается степень магистра.

Докторантура (Postgraduate), продолжительность обучения в которой составляет 4 года. Выпускникам присваивается степень доктора философии (PhD).

Все вузы входят в Ассоциацию университетов и колледжей Канады (AUCC), которая ежегодно переиздаёт официальный справочник высших учебных заведений (Directory of Canadian Universities) [3].

Примечательно, что в Канаде нет частных университетов (только несколько закрытых религиозных вузов). Высшие учебные заведения этой страны на две трети финансируются из госбюджета и общественных фондов.

В настоящее время в Канаде насчитается около 100 университетов, количество студентов в них колеблется от 1 000 до 35 000 человек. При поступлении в разные вузы для абитуриентов не существует какого-либо единого экзамена, поскольку каждый университет устанавливает свои правила. Будущий студент может выбрать вуз в соответствии со своими пожеланиями и языковыми предпочтениями – есть университеты с английским языком преподавания, есть – с французским. В некоторых обучение ведётся на обоих.

Учебный год в канадских университетах длится, как и в России – с сентября по май. В некоторых вузах действует семестровая или триместровая система, которая даёт студентам возможность учиться по всем программам даже в течение лета.

Одной из сильных сторон канадских университетов является тесная связь науки и практики. Студенты проходят хорошую практику по выбранному профилю на предприятиях и в учреждениях. Подобные стажировки оплачиваются. Кроме того, многие вузы оснащены уникальным лабораторным оборудованием, которое позволяет проводить различные научные исследования.

На дневном отделении в университетах Канады учатся более полумиллиона человек, причем численность студентов в различных вузах колеблется от 1000 до 35000 человек. Женщины составляют более половины всех студентов.

Отличительной чертой канадского образования является существование "co-op programs" - сочетание учебы и легальной работы по специальности. Это возможно после успешного завершения двух-трех семестров обучения (для аспирантов после первого семестра). Компании нанимают студентов/аспирантов на 4-8-12 месяцев по специальности. Причем все это время студент остается студентом, семестр учебы (или два) чередуется с работой по профилю. Сам процесс отбора на работу очень серьезный. Студенты пишут резюме, сопроводительные письма, подают их на рассмотрение в интересующие компании, список которых с указанием должностей публикуется университетом. Фирмы отбирают студентов на интервью, студенты ранжируют фирмы в порядке предпочтения. Со-ор отдел университета старается максимально помочь каждому студенту и каждой заинтересованной компании.

Литература:

Боднар С. С. Современное состояние и тенденции развития системы непрерывного педагогического образования в Канаде / С. С. Боднар: автореф. дис… канд. пед. наук. Казань, 2011. 24 с.

Educating children in the United States and Canada [Электронныйресурс].-Режимдоступа.-http://www.eolss.net/Sample-Chapters

Schweitzer T.T. The state education in Canada. Montreal ; Quebec, 1995;Higher education in Canada: different systems, different perspectives / Ed. G. A. Jones. N.Y.,1997.- 366 P.

Просмотров работы: 477