События последних лет постоянно бросают человеку вызов, заставляют его выходит из зоны комфорта, справляться с трудными жизненными ситуациями, быть готовым делать быстрый выбор и нести ответственность за принятые решения. Современный мир характеризуется повышенным уровнем стресса, разрушающим воздействием на человека различных отрицательных факторов при усилении уровня неопределенности, многочисленными вызовами и опасностями информационного поля. Необходимо уметь противостоять негативным изменениям и влияниям социума, при этом важнейшими качествами современной личности становятся способность справляться с трудностями. Исследователи в различных научных областях все больший интерес проявляют к изучению обширного понятия жизнестойкости как комплексной характеристики субъекта.
Концепцию «hardiness» (с английского — крепость, устойчивость, выносливость) в психологии личности впервые разработал американский психолог С. Мадди; отечественный психолог Д. А. Леонтьев определил этот же феномен как «жизнестойкость». С. Мадди рассматривает «hardiness» как особое качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя в ситуации выбора внутренний баланс и гармонию. Обращаясь к структуре жизнестойкости, С. Мадди выделил три ее компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска — вызов [7].
В современных психологических исследованиях жизнестойкость, стратегии поведения личности в трудных жизненных ситуациях, жизненные ориентации, а также иные психологические феномены рассматриваются как личностные ресурсы человека [11].
Жизнестойкость, как главный ресурс к преодолению, можно определить как способность и полную готовность субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в стрессовых ситуациях, повышенной для него сложности, контролировать подобные ситуации, управлять ими (контроль), уметь рисковать (принятие риска), не бояться нового, неизвестного и возникающих трудностей на пути к достижению целей.
Тематика психологической безопасности личности, как отражение современной разносторонней ситуации в обществе привлекает все большее внимание ученых не только из области психологии. Интерес исследователей к этому вопросу понятен, так как обеспечение и поддержание психологической безопасности в современное время становится основным приоритетом, необходимым для психологического благополучия, стабильности, здоровья и свободного и разностороннего развития людей и общества.
Общеизвестно, что безопасность личности (включая психологическую безопасность) является одной из базовых потребностей человека. В соответствии с теорией А. Маслоу, потребности в безопасности, такие как отсутствие угрозы, защищенность, являются базовыми в иерархии потребностей человека и потому имеют основополагающее значение перед потребностями более высокого порядка – в признании, любви, уважении, самоактуализации.
Чувство безопасности лежит в основе отношения личности к происходящему, в том числе, к миру, к другим, к самому себе.
Таким образом, потребность в безопасности относится к базовым потребностям личности и в концепции иерархии потребностей А. Маслоу занимает вторую ступень, уступая по силе только физиологическим потребностям. Потребности более высоких уровней становятся актуальными в том случае, если потребности низших уровней в необходимой степени удовлетворены. Это означает, что при неудовлетворенной потребности в безопасности более высокие потребности - социальные и духовные - как правило не играют существенной роли в мотивации поведения индивида [10]. Следовательно, удовлетворение потребности в безопасности — это не только одно из основных потребностей любого здорового индивида, социальной группы, организации, но и необходимое условие для полноценного развития личности, ее способности к пониманию и удовлетворению высших потребностей.
Потребность в безопасности можно объяснить стремлением индивида к защищенности от неконструктивных воздействий и разрушительного влияния среды, она обеспечивает внутреннюю опору, сопротивляемость и тесно связана с чувствами эмоциональной защищенности и психологической устойчивости субъекта в стрессовой ситуации.
В проведенном нами исследовании профессиональной жизнестойкости у удовлетворенности потребности в безопасности было использовано две методики.
Опросник профессиональной жизнестойкости (Occupational Hardiness Questionnaire – OHQ) (Морено-Джименез с соавт.)
Респонденту предлагается прочитать утверждения, такие как: «я серьезно отношусь к тому, что делаю, потому что это лучший способ для достижения моих собственных целей», «даже если это требует больших усилий, я выбираю работу, которая дает мне новый опыт», «я делаю все возможное, чтобы контролировать результаты своей работы», «я считаю свою работу ценной для общества и не против посвятить ей все свои усилия», «в моей работе меня больше всего привлекают инновации и новшества в процедурах» (всего 15 утверждений, разделенных на 3 шкалы: вызов, контроль и обязательство) и выбрать тот вариант ответа, который наилучшим образом отражает его мнение: «никогда», «почти никогда», «иногда», «довольно часто», «очень часто».
Опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности». Опросник содержит 7 вопросов, связанных с удовлетворением потребности безопасности, стабильности и защищенности. Респонденту необходимо оценить степень удовлетворенности его потребности в безопасности по пятибалльной системе, где каждому утверждению соответствует определенное количество баллов (от +2 до -2). Затем подсчитывается суммарное число баллов и определяется уровень удовлетворенности в потребности безопасности.
В опросе приняло участие 10 психологов (9 женщин и один мужчина) в возрасте от 31 года до 53 лет.
Был проведён анализ шкал «Вызов», «Контроль» и «Обязательство» методики Профессиональной жизнестойкости. Минимальное значение по шкале «Вызов» составляет 9 баллов, максимальное значение- 16, среднее значение составляет 12 баллов, стандартное отклонение - 2,78. По шкале «Контроль» максимальное значение составило 18 баллов, минимальное 9 баллов, сред нее значение составляет 12,8 баллов, стандартное отклонение - 3,11. По шкале «Обязательство» минимальное значение составляет 9 баллов, максимальное - 17 баллов, среднее - 12,6 баллов, стандартное отклонение составляет 2, 59.
Что касается второй методики. Были получены следующие результаты: у одного человека потребность в безопасности удовлетворена в очень большой степени, у троих человек потребность в безопасности удовлетворена, у пятерых человек потребность в безопасности удовлетворена частично, у одного человека потребность в безопасности не удовлетворена.
Был проведён корреляционный анализ шкал методик и получены результаты. Корреляция шкал возраста и вызова r=0,29, что является слабой положительной корреляцией, корреляция шкал возраста и контроля r=0,049, слабая положительная корреляция, шкалы возраст-обязательство r=-0,18 является слабой отрицательной корреляцией. Далее, корреляция шкал вызов-контроль r=0,37, слабая положительная корреляция, шкалы вызов-обязательство r=0,46 слабая положительная корреляция, контроль-обязательство r=-0,065 слабая отрицательная корреляция.
Что касается взаимосвязи возраста и уровня удовлетворения потребности безопасности, корреляция составляет r=0,55, что является слабой положительной корреляцией. Уровень удовлетворения потребности безопасности имеет слабую положительную корреляцию с вызовом r=0,49, среднюю корреляцию с контролем r=0,64 и слабую отрицательную корреляцию с обязательством r=-0,064.
На основании анализа полученных данных можно сделать вывод, что у большинства респондентов потребность безопасности удовлетворена. Результаты, полученные в рамках проведенного эмпирического исследования, могут послужить для целей дальнейших исследования в области профессиональной жизнестойкости и удовлетворенности потребности в безопасности психологов и работников образовательной сферы.
Список литературы:
1. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492350.
2. Байкова, Л. А. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 122 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11248-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495550.
3. Леньков, С. Л. Статистические методы в психологии: учебник и практикум для вузов / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11061-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495037.
4. Высоков, И. Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для вузов / И. Е. Высоков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 431 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11806-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489340.
5. Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 1. учебник для вузов / О. Ю. Ермолаев-Томин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 280 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04325-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490990.
6. Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 2.: учебник для вузов / О. Ю. Ермолаев-Томин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04327-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490991.
7. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Леонтьев Д.А., Е.И. Рассказова. – М.: Издательство Смысл, 2006. – 63 с.
8. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. № 6. – М., 2009. – С. 19-22.
9. Мадди С. Смыслообразования в процессах принятия решения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6. - С. 87-101.
10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001.
11. Подходы к исследованию направлен явления одиночества [Электронный ресурс] / Е.С. Антонова // Известия Томского политехнический университет [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ). - 2010. - Т.316, № 6: Экономика. Философия, социология и культурология. - С. 172-176.
12. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009.