Внимание к проблеме творческого развития личности в трудах психологов и педагогов появилось сравнительно недавно, всего несколько десятилетий назад. Поэтому проблема развития воображения хотя и привлекает к себе огромный интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывае» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [2].
Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека, в чем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животного. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, без сил воображения невозможно было б перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракету» [2].
Современная зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону творчества, равно как и всякой творческой деятельности вообще.
При рассмотрении сущности воображения исследователи отмечают, прежде всего, наличие преобразования образов.
«Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [3]. Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
А.А. Волков, характеризуя творчество старших дошкольников, отмечал его разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Он обращал особое внимание на взаимодействие детей с взрослыми. Такое взаимодействие развивает ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти стороны личности необходимы, чтобы успешно развивать в дошкольнике творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу тля творчества детей [1].
Как говорилось ранее необходимо организовать соответствующие психолого-педагогические условия, продумать и систематизировать специальные занятия, способствующие развитию связной речив процессе творческого воображения:
1. Создание условий для развития творческого воображения в детском возрасте. Создание условий для активизации речи ребенка, использование различных видов деятельности, активное участие в творческой деятельности взрослых способствует развитию творческого воображения в детском возрасте.
2. Организация взаимодействия с семьей, обучать родителей в процессе творческого воображения развивать речь детей. Для этого им надо часто и с интересом общаться с ними, внимательно слушать, наблюдать вместе с ребенком за окружающим миром, что сделать их представления ясными, более полными для яркого воспроизведения образов в своем воображении.
3. Организация различных видов занятий с применением приемов и методов, направленных на развитие творческих способностей и творческого воображения старших дошкольников. Использование разнообразных видов деятельности и комплекса приемов и методов, организация и проведение нестандартных занятий способствует достижению высоких результатов, которые проявляются у детей в повышении общей творческой активности, увеличении числа создаваемых ими образов, повышению оригинальности [4].
На практике возможно применение и комбинирование различных блоков занятий. Нами приведены несколько вариантов занятий:
1. Рисование «Якутские узоры». Цель: познакомить детей с особенностями акварельных красок, с символическим значением якутских узоров, развивать фантазию, воображение, самостоятельность.
2. Лепка «Кытыйа». Цель: развивать творчествое воображение, использовать соответствующие якутские орнаменты, воссоздавать целостностный гармоничный образ якутского сосуда, развивать образное мышление.
3. Творческое занятие «Бэйбэрикээн эмээхсин». Цель: развитие связной образной речи и речевых навыков рассказывания, воображения, творческого мышления.
Таким образом, нами рассмотрены теоретические и практические основы развития речи у детей 5-6 лет посредством творческого воображения. Рассмотрены вопросы психолого-педагогических особенностей развития речи. Проанализированы и обобщены возрастные особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Описана и раскрыта методика использования творческого воображения в процессе развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Ссылки на источники:
Волков А. А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.(10.с20)(10.с5)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т 1. /С.Л. Рубнштейн. – М.: Просвещение, 1989. – 512 с (38.с300)
Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1210-1213.