Аннотация: В статье приведены теоретические обоснования и практические основы выявления особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрены процессы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Описаны особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме и охарактеризовать понятие «творческие способности»;
выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
провести диагностическое исследование исходных уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
разработать проект, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования.
База исследования: МБДОУ «ЦРР-детский сад «Кэнчээри» с.Хомустах Намского наслега Верхневилюйского улуса.
Разрешите перейти к практической части иследвания.
В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшей группы
в возрасте от 5 до 6 лет.
В качестве критериев развития творческих способностей у старших дошкольников мы использовали показатели, выделенные Дж. Гилфордом:
‒ беглость – способность генерировать большое число идей, выраженных словесно или в рисунках;
‒ гибкость – способность генерировать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
‒ оригинальность – способность к выдвижению необычных идей, умение видеть в объекте новые, неочевидные признаки;
‒ разработанность – способность усовершенствовать объект, наилучшим способом воплотить замысел, добавляя детали [64].
Методика №1. «Закончи рисунок» П. Торренса
Методика №2 «Круги» Л.Д.Столяренко.
Методика №3 «Домик» Н.И. Гуткина.
Общий свод результатов по трем методикам показал следующие результаты: по критерию беглость: высокий - 10%, средний – 50%, низкий – 40%.
По критерию гибкость: высокого уровня не выявлено, средний – 30%, низкий – 70%.
По критерию оригинальность: высокого уровня не выявлено, средний – 30%, низкий – 70%.
По критерию разработанность: высокий – 20%, средний – 30%, низкий – 50%.
В результате диагностики были сделаны выводы о том,
что 50% старших дошкольников находятся на низком уровнем, 40% –
на среднем уровне и 10% – на высоком уровне развития творческих способностей. Наиболее высокий уровень развития творческих способностей старших дошкольников наблюдается по критериям «беглость»
и «разработанность».
Такие результаты говорят о необходимости целенаправленного развития творческих способностей у детей, для чего был разработан проект по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной техники рисования.
Проект включает в себя занятия по использованию нетрадиционных техник рисования в количестве 34 занятий (использование таких нетрадиционных техник рисования: оттиск, печатные листья, пуантилизм, мыльными пузырями, рисование ладошками, пальцами, рисование по шаблону, рисование свечкой, рисование тычком сухой, жестко кистью, техника монотипия, техника набрызг, техника рисования манной крупой оттиск (капустный лист), рисование по мокрой бумаге, рисование солью по мокрой бумаге, ниткография, рисование ладошками, оттиск стеклом, кляксография, рисование пастелью, рисование восковыми мелками, ), а также работу с родителями (анкетирование, родительские собрания, памятки, буклеты, папки-передвижки, совместная деятельность, выставки).
Можно предположить, что при реализации разработанного нами проекта в полном объеме, уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста станет более высоким. Таким образом, разработанный нами проект можно считать эффективным для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Итак, поставленные в работе задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /М.Ю. Алексеева; Курский государственный университет. - Курск, 2007.- 240 с.
2. Ананьев, Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера /Б.Г. Ананьев //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - Москва: Наука, 1956.- С.93-97.
3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества /В.И. Андреев. - Казань: Издательство Казанского университета, 1988.- 236 с.
4. Анисимов, В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса /В.П. Анисимов //Вестник ОГУ. - 2003.- № 4.- С.146-148.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие /Д.Б. Богоявленская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.- 320 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович.- Санкт-Петербург: Питер, 2008.- 398 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1996.- 96 с.
8. Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 2008.- 352 с.
9. Грановская, Р.М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю.С. Крижанская.- Санкт-Петербург: Издательство ОМС, 1994.- 192 с.
10. Гришина, А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /А.В. Гришина; Волгоградский государственный педагогический университет. - Волгоград, 2004.- 185 с.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /В.В. Давыдов. - Москва: Педагогика, 1986.- 240 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. - Санкт-Петербург: Питер, 2007.- 368 с.
13. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста /О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова //Вопросы психологии. - 1980.- № 2.- С.107-114.
14. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов /Л.Б. Ермолаева-Томина. - Москва: Академический Проект, 2003.- 304 с.
15. Жукова, Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 /Е.С. Жукова; Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2003.- 280 с.
16. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника /А.В. Запорожец //Эмоциональное развитие дошкольника; под ред. А.Д. Кошелевой. - Москва: Просвещение, 1985.- С.8-29.
17. Касен, Г.А. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании /Г.А. Касен, А.Б. Айтбаева. - Алматы: Қазақ университеті, 2019.- 184 с.
18. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.- 160 с.
19. Кожохина, С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства /С.К. Кожохина.- Санкт-Петербург: Речь, 2006.- 216 с.
20. Колягина, В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие /В.Г. Колягина. - Москва: Прометей, 2016.- 164 с.
21. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии /А.И. Копытин. - Санкт-Петербург: Питер, 2002.- 368 с.
22. Крутецкий, В.А. Психология: учебник /В.А. Крутецкий.- Москва: Просвещение, 1990.- 352 с.
23. Кузьмина, Е.Р. Нарисуй мне о себе. Практическая психология для взрослых и детей /Е.Р. Кузьмина. - Москва: Когелет, 2001.- 48 с.
24. Кульчицкая, И.Ю. Роль арт-педагогики в современном образовании /И. Ю. Кульчицкая //Мир науки, культуры, образования. - 2014.- № 3.- С.12-15.
25. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий /Л.Д. Лебедева. - Санкт-Петербург: Речь, 2003.- 256 с.
26. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст /Н.С. Лейтес.- Москва: Педагогика, 1971.- 280 с.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1975.- 115 с.
28. Лернер, И.Я. Проблемное обучение /И.Я. Лернер. - Москва: Знание, 1974.- 64 c.
29. Лук, А.Н. Психология творчества /А.Н. Лук. - Москва: Наука, 1978.- 127 с.
30. Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста /Л.Д. Мардер.- Москва: «Интермедиатор», 2007.- 170 с.
31. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности /А.М. Матюшкин //Вопросы психологии. - 1989.- № 6.- С.29-33.
32. Михайленко, Н.Я. Проблемы дошкольной игры: психолого- педагогический аспект /Н.Я. Михайленко, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Короткова. - Москва: Педагогика, 1987.- 190 с.
33. Ожиганова, Г.В. Развитие творческих способностей: учебное пособие /Г.В. Ожиганова.- Москва: ИП РАН, 1995.- 137 с.
34. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособие /Л.А. Парамонова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.- 192 с.
35. Поддъяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект /Н.Н. Поддъяков.- Волгоград: Перемена, 1994.- 48 с.
36. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - Санкт-Петербург: Олма-Пресс. - 672 с.
37. Райков, В.Л. Искусство и сознание: Разум – зеркало Вселенной /В.Л. Райков. - Москва: МИД «Синергия», 2000.- 293 с.
38. Роджерс, К.К теории творчества /К. Роджерс //Взгляд на психотерапию, становление человека. - Москва: Прогресс; Универс, 1994.- С.415-417.
39. Роджерс, Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств /Н. Роджерс //Психологическая помощь учащимся в период переживания сложных эмоциональных состояний: хрестоматия /сост. М.А. Хазанова. - Москва: АНО ПЭБ, 2008.- С.158-170.
40. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории /С.Л. Рубинштейн //Вопросы психологии. - 1960.- № 3.- С.12-23.
41. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: учебное пособие /С.Г. Рыбакова. - Санкт-Петербург: Речь, 2007.- 144 с.
42. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве /Н.П. Сакулина. - Москва: Просвещение, 1965.- 128 с.
43. Сергеева, Н.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий /Н.Ю. Сергеева //Ученые записки ЗабГУ.- 2016.- № 2.- С.12-16.
44. Смирнова, Е.О. Детская психология /Е.О. Смирнова. - Москва: ИЦ ВЛАДОС, 2008.- 366 с.
45. Соболева, Т.Н. Психология способностей: учеб. пособие /Т.Н. Соболева. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006.- 125 с.
46. Сорокина, В.Е. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях лицея искусств: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /В.Е. Сорокина; Тамбовский государственный университет. - Тамбов, 2006.- 180 с.
47. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий: способности и одаренность /Б.М. Теплов //Хрестоматия по психологии: учебное пособие; сост. В.В. Мироненко; ред. А.В. Петровский. - Москва: Просвещение, 1977.- С.333-338.
48. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие /Г.А. Урунтаева.- Москва: Издательский центр «Академия», 2001.- 336 с.
49. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки /А.А. Фатеева. - Ярославль: Академия развития, 2007.- 96 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва: Перспектива, 2013.- 32 с.
51. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 27.09.2021).
52. Филатова, Е.Ю. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (на примере обогащения и активизации словаря): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /Е.Ю. Филатова; Саратовский государственный университет. – Саратов, 2003.- 23 с.
53. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте /Д.Б. Эльконин //Вопросы психологии. - 1971.- №4.- С.6-20.