Особенности памяти при старении - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности памяти при старении

Приймак В.В. 1, Бойко А.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.

Целью исследования стало изучение особенностей памяти при старении.

Задачи исследования:

-Выявить и проанализировать основные причины возрастных изменений памяти.

-Рассмотреть основные особенности возрастных изменений памяти.

Методы исследования: теоретический обзор научной литературы по теме исследования.

Причины возрастных изменений памяти:

Существенные изменения происходят в когнитивной сфере, и особенно страдает такой психический процесс, как память. Возраст, который обычно считается началом таких изменений, составляет 50-60 лет. [3]

У пожилых людей ухудшение различных видов памяти происходит неравномерно. В первую очередь изменения происходят в кратковременной и механической памяти. [1] А ослабление оперативной памяти, в свою очередь, как раз связано с ясным воспоминанием далекого прошлого. [3]

В научной литературе существует ряд причин, влияющих на данные изменения. Например, Т. Н. Сахарова в своей работе эти причины разделяет на две группы: косвенные и прямые [3].

Косвенными являются причины, которые, несмотря на отсутствие прямой связи с функционированием головного мозга, все же влияют на работу интеллектуальных функций. [3] К таким причинам относятся: низкий уровень образования человека, плохое состояние здоровья или его ухудшение в связи с возрастом, наличие вредных привычек, а также прием некоторых лекарственных средств. Также, из-за того, что в пожилом возрасте активной деятельности в жизни людей становится меньше, а их прежний круг интересов сужается, могут разрушаться некоторые жизненные связи. Вследствие этого, многие исследователи стали замечать различие между действительной способностью к запоминанию и конкретными жалобами на нарушения памяти пожилых людей. [3]

Прямыми причинами, непосредственно связанными с физиологическим и анатомическим состоянием головного мозга, являются сосудистые поражения мозга, деменция и болезнь Альцгеймера [3].

Особенности возрастных изменений памяти разделяются по возрастным группам [5]:

40 лет.

Уже в этом возрасте человек может столкнуться с первыми нарушениями памяти. Это может быть забывчивость, вызванная рассеянностью. Но у данного возраста существуют и свои преимущества, которые характеризуются гибкостью мышления и способностью мозга подстраиваться под изменения, которые происходят в организме.

50 лет.

Людям, чей возраст достигает старше 50 лет, в некоторых случаях свойственны изменения в кратковременной памяти. Они могут забывать события, происходящие буквально недавно, но при этом в памяти отлично сохраняются события их юности.

60 лет.

После 60 лет уровень забывчивости может значительно возрастать из-за ухудшения нейронных связей в клетках головного мозга. В таком случае человек может не помнить имена своих родных и близких людей, а также забывать даты.

70 лет.

Значительные ухудшения претерпевает память людей, чей возраст оказывается за гранью 70 лет. Исследования показывают, что в этом возрасте уровень памяти снижается почти на 50% по сравнению с памятью молодых людей. Более значительные изменения касаются визуальной памяти: человеку становится сложнее запоминать других людей, а также ориентироваться в незнакомом месте.

80 лет.

После 80 лет, согласно статистике, старческим слабоумием страдают лишь 16% людей этого возраста. Происходит заметное учащение провалов в памяти и в целом снижение умственной активности.

Также, отмечается, что возраст оказывает небольшое влияние на объем памяти. Чаще всего проблема возникает из-за ослабления работы функции, которая обеспечивает организацию материала. [5] Например, выполнение задачи на оперативную память с отвлечением внимания у пожилых людей на процесс вспоминания влияет иначе, чем у людей более молодого возраста; то есть если при запоминании какой-либо информации человек пожилого возраста будет передвигаться, а не стоять на одном месте, его память в этот момент будет ослабляться. [2]

Для выяснения особенностей возрастной памяти проводились различные исследования. Так, одно из таких исследований, основанное на выполнении заданий на кратковременную память, показало наличие возрастного спада у пожилых людей, а также выбор ими методов обработки и расшифровки информации, которые являются менее эффективными. Но, несмотря на это, люди пожилого возраста способны изменять алгоритм запоминания и намного эффективнее выполнять задания, требующие узнавания, чем те, которые основаны на воспроизведении.[4]

Исследуя особенности памяти при старении, было отмечено, что структура памяти людей пожилого возраста имеет свойство изменяться. Так слабеет чувственная память и фиксация текущего опыта, увядает механический компонент. Появляется возникновение трудностей с усвоением новых знаний и воспроизведением сведений, необходимых в данный момент.

Таким образом, хочется отметить, что ухудшение памяти при старении происходит как по причинам, напрямую связанным с состоянием головного мозга (снижение его активности и нарушение связей между нейронами), так и по косвенным причинам, не имеющим прямой связи с физиологической структурой человека. И такой процесс, как старение, является для нас, к сожалению, необратимым.

Чтобы поддерживать память в тонусе, существуют различные приемы и методы ее тренировки. Интеллектуальная деятельность или деятельность связанная с мелкой моторикой позволяет сохранять гибкость мыслительных процессов, воспроизведения и запоминания.

Список литературы

Греков Б. А. Образование и переделка речевого стереотипа у лиц старше 70 лет// Процессы естественного и патологического старения. – М., 2001.

Корсакова Н. К., Сурикова М. И. Особенности памяти в возрасте инволюции// Вопросы геронтопсихиатрии. – М. 1991.

Сахарова Т. Н., Уманская Е. Г., Цветкова Н. А. Геронтопсихология: Учебник с практикумом / Под общ. ред. С221 Т. Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2016 – 352с.

Смирнов А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. – М., 2001.

Особенности развития мозга и памяти в зрелом и пожилом возрасте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:www.psyh.ru/osobennosti-razvitiya-mozga-i-pamyati-v-zrelom-i-pozhilom-vozraste, свободный.

Просмотров работы: 428