БЕЗОПАСНОСТЬ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ, ОБОРУДОВАНИЯ И ЭКИПИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ НА УРОКАХ И СЕКЦИЯХ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

БЕЗОПАСНОСТЬ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ, ОБОРУДОВАНИЯ И ЭКИПИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ НА УРОКАХ И СЕКЦИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Урок физической культуры является обязательным для всех образовательных учреждений и ни для кого не секрет, что он является одним из самых травмоопасных среди всех других учебных предметов. Этот урок связан с повышенным риском травматизма, что устанавливает на учителя по данному предмету высокие требования к соблюдению техники безопасности. Эти же требования предъявляются и для тренеров спортивных секций, где риск травм возрастает еще и из-за повышенной нагрузки на организм ребенка.

Собирая ребенка на урок физической культуры или тренировку, большинство родителей вряд ли задумывается о правильном подборе спортивной формы и обуви, чаще всего это самые бюджетные варианты, которые непосредственно приводят к травматизации учащихся на уроке. Образовательное учреждение и учреждение дополнительного образования не всегда отслеживает сроки эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря. Чем и обуславливается актуальность данной проблемы.

Спортивный травматизм – это несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом или физической культурой под наблюдением тренера или педагога.

Травма является серьезным барьером для ребенка при дальнейших занятиях, поскольку накладывает не только физический, но и психологический отпечаток. Даже при положительном исходе, тяжелая травма отбивает желание заниматься физической культурой и спортом.

К основным причинам травматизма можно отнести:

организационные недостатки при проведении занятий и соревнований;

ошибки в методике проведения занятийкоторые связа­ны с нарушением дидактических принципов обучения;

пренебрежитель­ное отношение к вводной части урока, разминке;

недостаточное материально-техническое оснащение за­нятий;

неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок;

низкий уровень воспитательной работы;

неправильно подобранная экипировка и обувь.

Чаще всего дети не имеют ценностного отношения к собственному здоровью и относятся к правилам безопасности беспечно, поэтому педагоги и тренеры должны подходить к данному вопросу с большой ответственностью. Можно сказать, что это огромный воспитательный аспект, который формирует у детей четкое представление о правилах и нормах.

Спортивное снаряжение и оборудование– это специальные изделия, которые предназначены для занятий физической культурой и спортом и изготовлены в соответствии с ГОСТами, техническими условиями, правила и нормами.

Чтобы предотвратить случаи травматизма необходимо своевременно обслуживать инвентарь и оборудование, установить качественный контроль за их техническим состоянием.

Подробнее разберемся с требованиями безопасности к спортивному оборудованию и инвентарю по таким видам спорта как баскетбол, волейбол и футбол.

Мячи для данных видов спорта имеют разные параметры, но ко всем из них предъявляются одинаковые требования: он должен сохранять свою форму, размер и давление. Швы и воздушные клапаны должны быть неповрежденными, центр тяжести должен совпадать с геометрическим центром сферы. Отклонение от прямолинейной траектории при свободном качении – не более 5 см.

Все углы и кромки баскетбольного щита должны быть выполнены со скосом или защищены обивкой. Кольца с амортизаторами должны соответствовать следующим требованиям: между скобой и кольцом не должно быть зазоров, при которых возможно застревание пальцев игрока. Сетка крепится к кольцу таким образом, чтобы опять же не мог застрять палец игрока.

Оборудование для игры в волейбол включает в себя стойки и сетку, которые также имеют конкретные требования по стандартам. Волейбольная сетка и ее составные части должны быть устойчивы к нагрузке. Стойка должна иметь обшивку на расстоянии 2000 мм от поверхности игрового поля. Минимальная высота свободного игрового пространства над игровым полем составляет 7 м от игровой поверхности.

Футбольные ворота должны быть защищены от опрокидывания. Конструкция ворот должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузки, возникающие во время игры и перемещения ворот. Сетка должна свисать свободно, чтобы попавший в сетку мяч не мог отскочить обратно.

Для каждого вида спорта обязательным является следующее требование: углы и грани (ребра), могущие стать причиной травм, должны иметь радиус закругления не менее 3 мм.

В вопросах безопасности уроков физической культуры и занятий спортом мы, к сожалению, очень редко обращаем внимание на правильно подобранную форму и спортивную обувь занимающихся. Дети очень быстро растут и поэтому родители в большинстве случаев приобретают экипировку из соображений экономии, а не безопасности.

Находясь на практике в школе, большое внимание привлекают частые случаи падения детей в процессе выполнения прыжковых и беговых упражнений и хорошо, если они не приводят к травме. Такое случается, потому что обувь не имеет резиновой подметки. Да, казалось бы, кроссовки легкие, красивые, дышащие, но в них нет главного – сцепления с поверхностью. Как правило, подошва всех детских, да и взрослых кроссовок сейчас выполняется из вспененного материала, который коротко называется ЭВА (EVA).

К преимуществам такой пены можно отнести ее легкость, амортизационные свойства, эластичность, износостойкость и долговечность. Кроссовки на такой пене отлично подойдут для занятий спортом и физической культурой если поверх пены выполнена резиновая подметка, желательно по всей подошве кроссовка, ведь сама ЭВА не обладает таким свойством, как цепкость.

При подборе кроссовок стоит также уделить внимание тому, что подошва не должна ограничивать движение в стопе, чтобы мышцы работали оптимально. Задний отдел стопы должен быть немного выше, чем передний, это оптимально распределяет нагрузку по стопе и способствует более рациональной работе мышц. Контуры подошвы в заднем отделе не должны выходить за контуры задника обуви, если контуры подошвы будут выходить за контуры задника, то это будет вызывать перегрузку мышц голени.

Фиксация обуви на стопе – это важный момент. Обувь должна быть продолжением стопы и ни в коем случае не должна болтаться на стопе (поэтому нельзя приобретать ребенку кроссовки на вырост). Лучше всего приобретать спортивную обувь на шнуровке, а не на липучке, поскольку шнуровка позволяет «настроить» кроссовки под себя степенью затягивания шнурков.

Для каждого вида спорта существуют определенные модели кроссовок, и если на урок физической культуры можно подобрать универсальную модель, то для тренировок стоит подбирать обувь специальную, отвечающую требованиям избранного вида спорта.

Занятия физической культурой и спортом требуют от занимающихся выполнения различных двигательных действий, поэтому спортивная экипировка ни в коем случае не должна сковывать движения, мешать отведению лишней влаги от тела и кровообращению Поэтому воротнички, манжеты, пояса не должны быть узкими и тугими. Нельзя также надевать на уроки физической культуры штаны клеш, поскольку можно попросту наступить на собственную штанину и упасть. Также огромное внимание следует обратить на то, что перед занятием обязательно нужно снимать все украшения: кольца, браслеты, часы, фитнес-трекеры, поскольку они служат дополнительным риском травмы.

Опять же для каждого вида спорта существует специализированная экипировка. В баскетболе это шорты и майка свободного кроя. Комплект можно дополнить налокотниками и наколенниками для защиты от травм, поскольку вид спорта является контактным, их вероятность увеличивается.

Для занятий волейболом чаще всего это майка (либо футболка) и шорты, а также гетры и наколенники для защиты суставов во время падений.

В футбольной форме используются ткани из синтетических материалов, благодаря этому форма эффективно отводит влагу и пропускает воздух. Для вратарей форма имеет поролоновую защиту на локтях и коленях. На начальном этапе подготовки стоит использовать щитки, которые прикрывают не только голень, но еще и лодыжку, они должны точно сидеть на ноге, не мешать, не сползать во время движения.

Не рекомендуется надевать на занятия одежду с фурнитурой, например, пуговицами, стразами и тому подобное, поскольку это является дополнительным фактором риска травмы, может привести к зацепам, перетяжкам, что недопустимо.

Прогресс не стоит на месте, в настоящее время существует множество технологий в спортивной экипировке и обуви, инвентаре и оборудовании, о которых говорилось в нашей работе. Именно они, при правильном подборе и эксплуатации, позволят избежать травм, ушибов и тому подобное.

Только в случае комплексного контроля за всеми составляющими безопасности можно достигнуть какого-то результата и сделать уроки полезными, интересными, а самое главное приносящими радость, удовольствие, ну и конечно же, развитие. Учитель или тренер всегда должен помнить о необходимости соблюдения рациональной методики обучения или спортивной тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку во время выполнения двигательных действий, а также проводить беседы или собрания на тему соблюдения техники безопасности как с занимающимися, так и с их родителями для полноценного понимания важности данного вопроса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Акимова, Л. А. Здоровьесберегающие технологии : учебное пособие / Л. А. Акимова. — Оренбург : ОГПУ, 2017. — 247 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102254 (дата обращения: 03.06.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2 Величко В.К. Физкультура без травм. – Просвещение, 1993.

3 Виленский М.Я. и др.: Физическая культура. 5-7 классы 2-е изд. - М.: 2013. - 239 с.

4 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СаНПиН 2 4.2.576

5 Гилазиева, С.Р. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / С.Р. Гилазиева // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2015. — № 2. — С. 17-22. — ISSN 1814-6457. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296656 (дата обращения: 04.06.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Просмотров работы: 388