Одним из целевых ориентиров Федерального государственного стандарта дошкольного образования является то, что ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен учитывать других и разрешить конфликты». Исходя из этого, у педагогов дошкольного образования появилась необходимость формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста [2, с 14].
Вопросы воспитания дружеских взаимоотношений, значимость воспитания дружбы у детей дошкольного возраста освещались в трудах многих видных педагогов и психологов: Р.С. Буре, Л.С. Выготского, А.Д. Кошелевой, А.С. Макаренко, Д.В Сергеевой, и других авторов, отмечавших, что воспитывать дружеские отношения у детей необходимо с дошкольного возраста [2, с 14]. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. А воспитатели имеют возможность в играх целеустремленно развивать у ребенка дружеские качества. При дружеских отношениях, на ребенке сказывается положительное влияние, вырабатывающее стремление стать лучше. Как писал В. А. Сухомлинский: «Стремление к тому, чтобы источником радости, полноты чувств и переживаний для каждого ребенка было общение с товарищами, взаимный обмен духовными ценностями. Каждый должен вносить в коллектив что-то свое, творить счастье и радость для других людей» [2, с. 124]
Вся жизнь ребенка дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания обучения и развития в детском саду. Игра - деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущения свободы, действий, отношений, позволяющая полно реализовать «здесь и сейчас» достичь состояния полного эмоционального комфорта[5, с 129-130].
Сюжетно - ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно - ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный творческий характер. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержание, оставляет след на долгие годы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Кыталык» с.Сунтар Сунтарского района Республики Саха (Якутия). В педагогической диагностике приняли участие 20 воспитанников 5-6 лет.
С целью исследования уровней развития дружеских отношений нами были использованы следующие методики: методика «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой); методика «Настроение» (Т.И. Бабаева, С.А. Козлова); методика «Умеешь ли ты дружить» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина).
Анализ результатов исследования показало, что у 65% дошкольников (13 воспитанников) выявлен средний уровень развития дружеских отношений, у 35% старших дошкольников (7 воспитанников) наблюдается низкий уровень развития дружеских отношений. Высокий уровень развития дружеских отношений выявлен у 10% воспитанников (2 детей). Дети с высоким уровнем показывают высокие результаты по когнитивным, эмоционально-оценочным, поведенческо-деятельностным показателям.
Таким образом, дружеские отношения у большинства дошкольников находятся на среднем уровне. Мы пришли к выводу о том, что необходимо организовать целенаправленную и систематическую работу по развитию дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста.
Формирование игры – это постепенная передача детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Задача воспитателя научиться строить игровые сюжеты, соответствующие возрасту ребенка. Работая в группе, необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накопили ранее. Возникающие группировки становятся более длительными и устойчивыми. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами общественных и, наконец, к играм с сюжетами событий (в войну, в космос и т.п.). Такая последовательность, естественно, связана с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
Роли |
|
Врач, пациент, фармацевт, медсестра, регистратор, диспетчер |
|
Накопление опыта и знаний детей по теме игры (познавательный этап) |
|
Задачи |
Мероприятия и формы работы |
Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль. |
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Просмотр сказки К.Чуковского «Доктор Айболит». Чтение художественных произведений: И.Драч «Врач», Г. Харенко, К.Ткаченко «Мамины и папины профессии», Д.Родари «Чем пахнут ремесла?», К.Чуковский «Айболит» |
Воспитывать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим пациентам |
Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет). Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, медицинской сестре. Изготовление детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, медицинские карточки, талоны) |
Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников поликлиники |
Беседы из личного опыта детей |
В конечном итоге нами была разработана «Технологическая карта развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников», которая дала воспитателям четкие и понятные шаги развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников. Технологическая карта стала первой ступенью изменений игровой ситуации в детском саду. Нами были подобраны сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
При реализации разработанной нами технологической карты сюжетно-ролевых игр у детей, уже к середине старшего дошкольного возраста будут прослеживаться полное разделение ролей, а игровые действия будут опосредоваться игровой ролью. Развитые социально-коммуникативные навыки ведут к успешной адаптации в школе, к первым шагам к раскрытию потенциала. А также будет наблюдаться сплоченность, активность, уменьшение стеснительности, доверчивость друг к другу к группе ровесников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аржанова А. И. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по психологии)/ А.И. Аржанова; Моск. гор. пед. ин-т им. В. П. Потемкина. — Саратов, 1951. – С. 14.
Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собр. Соч. в 6 т. Т.4.– М. : Педагогика, 2016. – С. 129–130.