ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ НИЖНЕБЕСТЯХСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ НИЖНЕБЕСТЯХСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА

Климовская Т.Ф. 1, Сивцева Н.Е. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Институт естественных наук, Эколого-географическое отделение
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В 2019 году на территории Мегино-Кангаласского района открыта конечная железнодорожная станция «Нижний Бестях» Амуро-Якутской магистрали. Наблюдается ежегодный прирост перевозки грузов и пассажиров через станцию Нижний Бестях. В этом году масса перевезенных грузов превысила 1,14 млн тонн, а пассажиров перевезено уже более 229,0 тысяч [1]. Исследование влияния Нижнебестяхского железнодорожного узла на компоненты окружающей среды в начальном этапе становления, является весьма актуальным и могут стать в дальнейшем основой для мониторинговых исследований.

Объекты и методы исследования. Проведены геохимические исследования на территории железнодорожной станции «Нижний Бестях». Отобраны пробы снега и почв с территории железной дороги, включая участки промышленной площадки, железнодорожного вокзала. Всего отобрано 21 проба снега и 15 проб почвы общепринятыми методиками [2-7]. В качестве фоновой пробы использованы данные с участка на расстоянии 2,5 км от начала железной дороги и 500 м от автомобильной дороги Р-502 «Амга» в целях исключения их влияния.

В пробах снега определена концентрация взвешенных веществ. В пробах почв определены водородный показатель (pH) согласно ГОСТ 26423-85 [8], массовая концентрация нефтепродуктов экстракционно-фотометрическим методом в соответствии с ПНД Ф 16.1:2.21-98 [9] и подвижные формы микроэлементов - Cd, Cu, Pb, Zn согласно МУ 31-11/05 [10].

Результаты. В результате исследования проб снега установлено, что наибольшая пылевая нагрузка происходит на перекрестке автомобильной дороги у начала ж/д 0,3815 г/дм3) и непосредственно на самом полотне железной дороги (0,101 г/дм3). Шлейф запыления наблюдается в восточной стороне, что объясняется розой ветров (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение взвешенных веществ

Рис. 2. Распределение взвешенных веществ по профилю

По результатам исследований проб почв установлено, что реакция почвенной среды фоновой точки характеризуется как слабокислая (рН=6,1), остальные пробы имеют более щелочную реакцию среды – рН варьирует от 8,0 до 8,6, что свидетельствует об антропогенном вмешательстве (рис. 3).

Рис. 3. Распределение pH по точкам исследования

По данным экстракционно-фотометрического анализа определения нефтепродуктов, проведенного в 2021 г. в почвах исследуемой территории определена максимальная концентрация нефтепродуктов в начале железнодорожных путей, что связано с проходящей рядом автомобильной дорогой (рис. 4). По данной дороге большими грузовыми автомобилями от и до железнодорожного вокзала происходит перевозка грузов, в том числе нефтепродуктов.

Рис. 4. Распределение нефтепродуктов по точкам исследования

Высокие концентрации тяжелых металлов в почве являются опасными, избыточное поступление в организм человека и животных, откуда эти металлы очень медленно выводятся. Они поступают в организм человека и сельскохозяйственных животных в основном с растительной пищей, воздухом и водой [11]. В связи с тем, что вблизи железнодорожных путей располагаются сельскохозяйственные угодья, данная проблема стоит достаточно остро [12].

Из проанализированных подвижных форм микроэлементов (Cd, Cu, Pb и Zn) содержание кадмия и меди находится ниже предела обнаружения. Содержание свинца в фоновой точке и в 50м западнее от железнодорожного полотна достигает 0,67 мг/кг, в остальных пробах свинец находится ниже предела обнаружения. Содержание подвижных форм цинка в фоновой пробе достигает 4,6 мг/кг, непосредственно на участке исследований содержание цинка достигает до 8,6 мг/кг, и зависит от характера грунта.

Превышений норм ПДК для подвижных форм микроэлементов не установлено, территория характеризуется допустимой категорией загрязнения почвенного покрова.

Выводы В целом, по результатам проведенных исследований установлено, что ореол загрязнения исследуемого участка расположен в начале железной дороги вследствие комбинированного влияния железнодорожного и автомобильного транспорта. Помимо этого, выявлено – шлейф влияния железной дороги идет в восточную сторону, что объясняется розой ветров.

Список литературы:

Официальный сайт АК «ЖДЯ». URL: https://rw-y.ru/ (дата обращения: 30.11.2022).

ГОСТ 17.1.5.05-85 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков».

Ревич Б.А., Сает Ю.Е., Смирнова Р.С. Методические рекомендации по оценке степени загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов металлами по их содержанию в снежном покрове и почве //М.: ИМГРЭ. – 1990. – С. 8-15.

РД 52.04.186-89 Руководство по контролю загрязнения атмосферы. – М., 1991, 693 с.

ГОСТ Р 58595-2019 Почвы. Отбор проб.

ГОСТ 17.4.4.02-2017 Охрана природы (ССОП). Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа.

ГОСТ 17.4.4.02-84 «Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа».

ГОСТ 26423-85 Почвы. Методы определения удельной электрической проводимости, рН и плотного остатка водной вытяжки.

ПНД Ф 16.1:2.21-98. Количественный химический анализ почв.

МУ 31-11/05 Определение цинка, кадмия, свинца, меди, марганца, мышьяка и ртути в почве.

Кабата-Пендиас А. Микроэлементы в почвах и растениях. – М.: Мир, 1989. – 439 с.

Атлас Мегино-Кангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия). - Якутск: [б. и.], 2014. - 1 атл. (91 с.)

Просмотров работы: 5