Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством произведений якутских писателей - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством произведений якутских писателей

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи. Невозможно переоценить её влияние

на познавательное развитие ребёнка, овладение им коммуникативными умениями. Исследования Рубинштейна С. Л. [4] доказывают необходимость развития речи ребёнка в единстве двух её сторон: логической и эмоционально выразительной. Он подчёркивал, что, как ни существенна для речи связанность её построения, проблема речи
не сводится к одной лишь логической связности и точности;
она включает и проблему образности. Учёный считал развитие образности важной характеристикой связной речи и необходимым условием для построения контекста новыми средствами.

Исследователи образной речи Ушакова О. С. [7], Гавриш Н. В. [2], Колунова Л. А. [3], Сомкова О. Н. [5] отмечают, что образность является важной характеристикой разных сторон речи.
Они рассматривают развитие образности как важного звена в общей системе речевой работы, и подчёркивают, что показателем богатства является не только достаточный объём активного словаря,
но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики. В данном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей - усвоение грамматической системы языка.

Недостаточное развитие образной речи выражается в низком количественном и качественном уровне словаря, в непонимании значений оттенков слов, неумении их объяснять и использовать в речи, в неумении дифференцировать антонимы, синонимы, в непонимании скрытого смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов, метафор
и склонности к конкретной их трактовке, в неумении замечать в тексте образные выражения и использовать их в самостоятельной речи.

Исследование вопросов развития образной речи детей старшего дошкольного возраста позволила нам определить наиболее эффективные формы и методы работы в данном направлении.
Мы считаем, что решение названной проблемы должно осуществляться в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению
с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, а также вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни на основе ознакомления с богатством выразительности образов героев произведений якутских писателей разного жанра.

Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей является художественная литература. Знакомя детей
с художественными произведениями, нужно обращать внимание детей не только на содержание литературного произведения,
но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова
и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми богатство родного языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении
и в самостоятельном словесном творчестве.

По мнению Г. Н. Волкова [1] сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным
и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство
со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает
их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются
и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например, гиперболизации. Образность дополняется забавностью сказок.

В развитии образности речи у детей старшего дошкольного возраста можно использовать якутские сказки, такие как: «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», «Мэник Мэнигийээн», «Харах симирики» и «Куобах уонна бөрө», также сказки великих якутских писателей, например, сказки Суоруна Омоллоона «Таал-таал эмээхсин», «Маныыһыт уонна торбуйах», «Куттас куобах» и др.;
П. А. Ойунского «Мөккүөр» и «Саһыллаах барсук»; Н. Д. Неустроева «Балыксыт» и Т. Е. Сметанина «Күөрэгэй», которые богаты метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.п.

Так, в сказке «Чэркэй уонна хаххан» («Утка и сова») [6] птичье братство живя в жаркой южной части Земли описывают сову таким образом: «…Улаханнынан да5аны, хото5ойун да кууьунэн, кэрсуэ5унэн да5аны сэптээх эн бааргын. Туунун да5аны кэрэр уоттаах сытыы харахтааххын. Сытайыан иннигэр, эргиччи кэрэргэр-истэргэр имигэстик эргичинниир тэбэлээххун. Маска да, хонууга
да туьэр кыахтааххын. Суурэр атахтаах баарын тухары
ааьыан-аччыктыан суо5а…» («… И величиной своей, и силой, могучестью махового пера своего, и спокойным, душевным нравом своим - ты, самая походящая птица из нас. С зоркими глазами своими и ночью даже всё видишь. К тому же еще имеешь способность вертеть головой вокруг оси своей. И на дерево, и на землю умение твое приземлятся имеется. Покуда будет дичь, еда любая
не проголодаешься, не исхудаешь). В одном этом обращении к сове
на якутском языке даны разные образные описательные фразы, которые ребенок может в последствии использовать в повседневной жизни. 

Образное описание персонажей, природных условий в якутских сказках даны на достаточно сложном уровне, но при проведении словарной работы они становятся понятными для детей старшего дошкольного возраста.

Описательные слова, фразы обогащают образную речь детей старшего дошкольного возраста по следующим аспектам:

наличие представлений у детей о средствах выразительности;

понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова
в предложении;

умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

использование в речи синонимов и антонимов;

осознание обобщенного смысла.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста
в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.

Библиографический список

Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – Москва: Академия, 1999. - 168 с.

Гавриш Н. В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук / 13.00.01 / Гавриш Наталья Васильевна ; НИИ дошкольного воспитания. - Москва, 1991. - 20 с.

Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук
/ 13.00.01 / Колунова Людмила Александровна ; МГПУ им. В.И. Ленина. – Москва, 1993. – 26 с.

Рубинштейн С. Л. К психологии речи / С.Л. Рубинштейн.– Ленинград: ЛГПИ, 1941. – 302 с.

Сомкова О. Н. Формирование творческих умений у детей 5-6 лет в процессе освоения художественных речевых образов (загадок) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / 13.00.01 /Сомкова Ольга Николаевна ; ГПИ им. А.И. Герцена. – Ленинград, 1987. – 20 с.

Суорун Омоллоон. Остуоруйалар / Суорун Омоллоон. – Якутск: Якутское книжное изд-во, 1983. – 44 с.

Ушакова О. С. Развитие словесного творчества / О.С. Ушакова.- Москва: Педагогика, 1977. – 265 с.

Просмотров работы: 23