Введение
Современная система образования Российской Федерации призвана обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историко-культурному наследию народов России, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, формирование культуры межнациональных отношений и др. стандартизация общего образования, а также обеспечение равных условий для дошкольного образования подразумевает поддержку разнообразия детства; сохранение его уникальности и само ценности как важного этапа общего развития человечества. Образование для малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сегодня является фактором реального выживания, сохранения этнической самобытности и уникальных методов, выработанных многовековой практикой взаимодействия человека с природой. Наследие каждого народа содержит ценные образовательные идеи традиции, обычаи и опыт, которые следует применять в практике воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, чтобы восстановить традиции, оставленные и утраченные современными родителями народов Севера.
Цель исследования: узнать, как происходит образование у детей в местах компактного проживания оленеводов, ведущих кочевой образ жизни.
Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества, и представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны сами социальные связи изменяются за счёт активного его вхождения в среду. Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир.
Народы Севера - дети природы, они издревле тесно связаны с ней. Их благосостояние всегда зависело от погоды, состояния земли, воды. Поэтому и отношение их к окружающему миру всегда было очень глубоким и мудрым. В работе по воспитанию детей в духе народной культуры обязательно необходимо учитывать, что отношение народа к природе непосредственно влияет на формирование личности ребенка.
Кочевая школа - новый тип школы, соответствующий по структуре и содержанию обучения кочевому образу жизни, сохраняющий традиции семейного воспитания, обеспечивающий преемственность нравственных принципов, обычаев, традиций, способствующий приобретению трудовых навыков в совместной повседневной деятельности с родителями.
Сейчас в Республике действуют 13 кочевых школ: 4 эвенкийские школы - на производственных участках «Улахан-Кюель», Анабарского, «Угут», «Амма» Алданского улусов, «Куэнэлэкээн» Оленекского улуса; 2 эвенские школы - в Кобяйском и Среднеколымском улусах, 1 чукотская школа-сад при общине «Нутендли» Нижнеколымского улуса и другие. Многие из них являются обладателями Грантов международного бюро ЮНЕСКО.
Основной проблемой в деятельности кочевых образовательных учреждений является социализация учащихся в модернизированном обществе. Ученик лишен общения со своими сверстниками, ему недоступны различные культурные и спортивные центры, играющие большую роль в формировании жизненно значимых социокультурных компетенций. В условиях кочевья у детей рано формируются трудовые навыки, культура природопользования, физическая выносливость, умение выживать в экстремальных условиях, принимать ответственность в различных ситуациях.
Вместе с тем недостаточно развиваются такие качества, как коммуникативность, конкурентоспособность, умение сотрудничать в большом коллективе, противостоять негативным влияниям социального характера, жить с людьми других культур и языков. Система кочевого образования обеспечивает тесное взаимодействие с семьей, которая является базовым институтом социализации. Совместная деятельность взрослых и детей способствует успешному формированию трудовых навыков, передаче этнокультурных традиций.
В условиях семьи воспитывается человек, принадлежащий той или иной национальности. В своей концепции семейного воспитания доктор философских наук, профессор Б. Н. Попов пишет: «Цель семейного воспитания - содействовать тому, что ребенок стал мудрым и самостоятельным, и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
В семейном воспитании детей активное участие принимала эпическая этнопедагогика народа. В этом велика роль бабушек и дедушек. У всех народов ядро традиционной педагогики составляли воспитательные традиции, которые выступали средством сохранения воспроизводства, передачи и закрепления духовных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим передавались нормы поведения людей, требования к личности. В данном случае особую роль сыграли учителя, бабушки, дедушки, родители. В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Современный человек может быть и не похож на своих предков. Нынешнему ребенку малочисленных народов необходимо усвоить не только морально-психологические ценности и ценности социальной макросреды, но и умение приспособиться, и жить в сложноорганизованной общественной среде.
В Институте национальных школ PC (Я) разработана и реализуется программа «Социализация детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни» как компонент проекта по развитию кочевых образовательных учреждений. Комплекс мероприятий программы охватывает следующие уровни:
1) зональный (во время весенних каникул на празднике «День оленевода»);
2) республиканский (организация отдыха детей в Республике Саха (Якутия));
3) федеральный (всероссийские детские центры «Океан», «Орленок»);
4) международный (Интернет-конференции, международные центры и т. д.).
Таким образом дети кочевых школ осознают, что в их жизни учеба, знания, общения с внешним миром так же важно в их жизни, как и сохранение оленей, обычаев, языка и культуры своего народа.
Список использованной литературы
Афанасьев, Е.А. Дифференциация обучения в сельской школе: историко – теоретический анализ. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. – 119 с.
Винокурова, У.А. Воспитание и образование детей народов Севера: В помощь учителю школы Крайнего Севера. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. – 101 с.
Жиркова, З.С. Модель управления инновационной деятельности в сельских школах // Образование и наука. – 2010. – № 5. – С. 106-108.
Никулин, Р.С. Система кочевого образования Республики Саха (Якутия) // Таткачирук. – 2006. – № 3 – С. 17-22.