ФРЭНК ГЕРИ - ВЫДАЮЩИЙСЯ АРХИТЕКТОР НАШЕГО ВРЕМЕНИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ФРЭНК ГЕРИ - ВЫДАЮЩИЙСЯ АРХИТЕКТОР НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Марусев Е.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматриваются наиболее известные архитектурные шедевры выдающегося архитектора современности Фрэнка Гери.

Фрэнк Гери - это один из самых смелых архитекторов современности. Стиль его работ, очень близкий к деконструктивизму, имеет экспрессивный и противоречивый характер. Сам архитектор считает, что архитектура не имеет ничего общего с идеологией или социальными установками. «Единственная причина экспрессивности моих зданий — я хочу придать им человеческий характер. Скучные стеклянные коробки навевают холод, они недружелюбны по отношению к людям. Я пытаюсь это изменить», - это одно из важнейших и известнейших высказываний Фрэнка Гери, характеризующих его отношение к архитектуре в целом и объясняющее выбор направления близкого к деконструктивизму.

Несмотря на внешнюю противоречивость, проекты Гери полны смысла и характеризуются продуманностью функционального пространства. Архитектор строит по всему миру, меняя одним зданием атмосферу целого города. Одним из таких сооружений является построенное в 1996 году здание филиала голландского банка «ING», так же известное под названием «Танцующий дом»

«Танцующий дом» - одно из самых необычных зданий в мире, построенное в Праге и ставшее со временем символом города. Возведенное в духе деконструктивизма здание заметно выделяется из окружающей архитектуры. «Танцующий дом» представляет собой два изрядно деформированных цилиндра, выполненных из металлической сетки, стекла и бетона. Его оригинальная форма - архитектурная метафора танцующей пары. Архитектор стремился создать эффект падающего, замершего в танце, дома. Цилиндр, верхняя часть которого шире нижней, олицетворяет мужскую фигуру. Вторая часть здания, наоборот, к верху сужается и ассоциируется со стройной женской фигурой, одетой в стеклянное «платье», которое переходит к низу в белые бетонные колонны. Цилиндр, олицетворяющий мужчину, выполнен из бетона с хаотично расположенными окнами и металлическим куполом на вершине. Интересно, что в качестве образа при постройке использовалась не выдуманная, а конкретная пара людей, а именно известные танцоры - Фред Астер и Джинджер Рождерс.

Конечно, «Танцующий дом» - это невероятное сооружение, вокруг которого сразу же поднялся ажиотаж, однако уже в следующем году было достроено здание по проекту Фрэнка Гери, которое принесло ему мировую известность. Этим строением является возведенный в 1997 году музей Гуггенхайма в Бильбао.

Удивительные архитектурные формы и причудливо изогнутые поверхности, которые вызывают огромное количество ассоциаций и невероятный полёт фантазии. Именно таким предстаёт перед нами музей Гуггенхайма в Бильбао. Интересно, что в процессе постройки горожане негативно отреагировали на такую необычную постройку. Люди был категорически против такого нетрадиционного сооружения в их городе, однако, когда здание было достроено, они полностью поменяли своё мнение и признали выдающиеся способности архитектора. Сам музей находится на набережной реки Нервьон. Такое расположение вдохновило Гери на создание проекта, в основе которого лежит образ разбитого, а после собранного заново корабля.

Помимо выставочных залов, которые приблизительно занимают лишь половину общей площади (24 тысячи квадратных метров), на территории расположены магазины, офисы, кафетерии, два ресторана и аудитория на 300 мест. Само же здание является конструкцией невероятной сложности. Для внешней оболочки архитектор выбрал более 30 тысяч титановых листов, которые служат как отражатели света. Благодаря этому поверхность музея пестрит различными цветами, отвечая свету солнца, движению облаков и колебаниям реки. Сама конструкция здания довольно проста и представляет собой некий комплекс ангаров из металлической сетки, покрытой, как было сказано ранее, титановыми листами. Единственной проблемой при постройке было стремление избежать судьбы другого проекта - концертного зала «Уолт Дисней» в Лос-Анджелесе, фасад которого, отражая солнечные лучи, сильно нагревал улицу и ближайшие здания. Однако в этот раз Фрэнк Гери избежал такой ошибки, применив сложнейшие математические вычисления и воспользовавшись передовым программным обеспечением, предназначенным для аэрокосмической промышленности.

Говоря о музеях, созданных под руководством великого архитектора, нельзя не упомянуть музей музыки «Experience Music Project» открывшийся в Сиэтле, в 2000 году. Необычайные, плавные формы здания как будто передают волнующий характер музыки. Здание покрыто листами нержавеющей стали и крашеного алюминия. Предполагается, что красная алюминиевая облицовка со временем выцветет и изменит облик музея, как бы показывая бесконечную изменчивость музыки. В качестве исходного образа для постройки музея послужил предмет, непосредственно связанный с тематикой здания, а именно, гитара. Естественно, это была не обычная гитара, а инструмент Джими Хендрикса, которую он разбивал в конце каждого своего концерта. Именно разбитый инструмент стал образом, который лёг в основу архитектуры музея.

Самым знаменитым и запоминающимся экспонатом в музее, является фонтан из музыкальных инструментов, установленный в центральном выставочном зале. Эта экспозиция передаёт тот всплеск эмоций, который может вызвать музыка. Кроме того, в музее есть галерея гитар, в которой представлены различные виды данного музыкального инструмента, от самой старой модели до новейшей. И самое главное: всеми этими экспонатами пользовались именитые музыканты прошлого столетия. Есть в музее и шикарная лаборатория звука, где можно записать собственную музыку. В нескольких отдельных кабинах есть все необходимое для этого оборудование.

Фрэнк Гери довольно часто использовал в своих проектах яркое и отражающее покрытие, гладкие формы и новейшие технологии. Все эти качества в полной мере сочетаются в открывшемся относительно недавно здании выставочного центра Фонд Луи Виттон.

В Париже 27 октября 2014 года состоялось открытие очередного архитектурного шедевра «Fondation Louis Vuitton». Плавные изгибы, форма, одновременно напоминающая айсберг и бутон цветка, блестящее покрытие, - все эти признаки помогают понять, кто именно спроектировал выставочный центр, гармонично вписавшийся в ландшафт сада «Акклиматисьон».

Покрывая основное здание из белого бетона, среди зелёных деревьев сада, возвышаются 12 парусов общей площадью более 13 тысяч м/кв. Сооружены они из отдельных стеклянных панелей, соединенных по уникальной методике и отражающих солнечный свет. Каждой из почти 4 тысяч панелей, при помощи компьютерных технологий, была придана уникальная форма, необходимая чтобы создать безупречно плавно изогнутую поверхность без углов. Среди созданных из этих панелей гигантских «парусов», расположены три открытые террасы, с которых зрителям открывается восхитительный вид на самые знаменитые достопримечательности французской столицы, а именно: Эйфелеву башню, Булонский лес и башни Ла Дефанс. Внутри здания находятся несколько галерей, экспозиционные площадки, зал-грот, ресторан, а также концертный зал «Фонда Луи Виттон».

Смотря на необычные формы зданий, проектируемых Фрэнком Гери, невольно задумываешься об их практичности, но, несмотря на непривычные для глаз изгибы строения архитектора полны функционального пространства. Однако есть одно здание, вид которого напоминает скорее скульптуру, нежели функционирующее помещение. Им является центр здоровья мозга Лу Рувон в Лас-Вегасе. Постройка состоит из двух частей, которые напоминают полушария мозга в аспекте различий между их функциями. Одна часть здания состоит из «стопки» чуть смещенных друг относительно друга белых прямоугольных блоков - это корпус с лабораториями, офисами и палатами для пациентов. Вторая часть строения представляет собой совершенно противоположный образ. Завернутый в стальные листы искаженных и изогнутых форм, зал для проведения общественных мероприятий, имеет криволинейные очертания, он сравним с бушующим во время шторма морем. Задумкой архитектора было показать разницу в мышлении и мировосприятии людей с более развитым тем или иным полушарием мозга. Имеющая чёткие прямоугольные формы и ровные симметричные линии, первая половина строения демонстрирует нам научную и математическую направленность левого полушария, в то время как вторая, хаотичная, половина показывает творческую направленность правого.

Фрэнк Гери, несомненно, выдающийся архитектор современности, имеющий мировую известность. Его смелые творения позволяют по-новому взглянуть на архитектуру, отойдя от рамок привычного и позволяя по-новому взглянуть на мир.

Список литературы

DANCING HOUSE - шедевр деконструктивизма от Фрэнка Гери. URL: https://www.architime.ru/specarch/frank_gehry_2/guggenheim_museum.htm#1.jpg (дата обращения: 8.12.2022).

Мастера архитектуры. Крупнейшая подборка работ и биографий известных архитекторов. URL: https://www.architime.ru/architects/a_frank_owen_gehry.htm (дата обращения: 8.12.2022).

Музей Музыки в Сиэтле. URL: https://kulikovaleksey.livejournal.com/1330.html (дата обращения: 8.12.2022).

Просмотров работы: 54