Статья посвящена творчеству самого загадочного художника современности, представителя искусства стрит-арта, известного под именем Бэнкси. Несмотря на всемирное признание, подлинное имя этого художника остается неизвестным.
Работы Бэнкси, возможно, самого противоречивого уличного художника в мире, можно назвать самостоятельной субкультурой. Политические заявления и революционное видение Бэнкси повлияли на население городов по всему миру. Его работы провоцируют альтернативные точки зрения и поощряют революционные тенденции в мире искусства. Его личность остается неизвестной даже после более чем 30-летнего участия в мировой граффити-сцене. Он работал во многих направлениях и стилях уличного искусства, ломая границы и разрушая ожидания критиков уличного искусства. Его работы включают мощные, часто противоречивые изображения, способствуя быстрому распространению его имени и работ в Интернете.
Бэнкси начал свою карьеру граффитиста, восхищаясь работами Blek Le Rat. Он часто перерабатывал старые идеи художника, формируя свой собственный стиль. Первоначально он был частью бригады граффитистов в Бристоле под названием DryBreadZ Crew или DBZ. Вскоре после этого он начал сотрудничать с Inkie, еще одним известным уличным граффити-художником.
В возрасте 18-ти лет Бэнкси чуть не был пойман полицией за вандализмом в общественных местах. Когда его команда скрылась с места происшествия, Бэнкси застрял, прячась под мусорным фургоном. Бэнкси заметил трафаретные буквы, нанесенные распылителем на фургон, и, поскольку в то время он искал более быстрый способ рисования, решил, что трафарет станет его новым граффити- стилем.
Работы Бэнкси часто представляют собой результат использования многослойных трафаретов в сочетании с другими медиа-источниками. Иногда он включает в свои работы объекты, которые уже существуют на выбранном им «холсте», такие, например, как уличные знаки и пожарные гидранты. Его цель - превратить свои работы в яркие инсталляции уличного искусства. Его работы часто носят сатирический характер, сочетая черный юмор с посланием идей об искусстве, философии и политике.
К началу 2000-х Бэнкси переехал из Бристоля в Лондон, где начал приобретать известность. В то же время набирала обороты и его международная работа. Вскоре он решил отправиться в Палестину и на Западный берег реки Иордан, где трафаретом нанес девять ставших уже культовыми изображений на недавно возведенную стену Западного берега, в том числе «Любовь витает в воздухе» (приложение 1). Эти изображения мгновенно стали хитом и взорвали Интернет.
В то время шелкографические принты и трафаретные рисунки Бэнкси били рекорды продаж на таких легендарных аукционах, как Sotheby’s и Bonhams of London. Эти успешные продажи ознаменовали драматический выход Бэнкси в мир коммерческого искусства. В 2010 году Бэнкси взял на себя роль автора и режиссера своего фильма «Выход через сувенирную лавку».
О самом Бэнкси известно очень мало, поскольку он отказывается давать интервью и тщательно сохраняет свою анонимность. Всемирно известный загадочный человек, Бэнкси поднялся по служебной лестнице и стал одним из величайших уличных художников мира отчасти благодаря тому, что воспитывал в своих коллекционерах настойчивость и желание раскрыть свой характер. Фанатики стрит-арта неизменно впечатлены размахом, разнообразием и смелостью каждого произведения, которое он создает, но всегда хотят большего. Эта тактика побуждает зрителей исследовать совершенно новую точку зрения или идею, часто вдохновляя как любителей, так и профессиональных художников. Это вдохновение также известно как «Эффект Бэнкси».
О личности Бэнкси был сделан ряд громких заявлений. Совсем недавно многие источники, в том числе газетная публикация, предположили, что он является уроженцем Бристоля по имени Робин Ганнинхэм. Хотя перспектива раскрытия личности Бэнкси позволила бы лучше понять его мотивы и миссию, ни одно утверждение так и не было подтверждено. Его личность, по общему мнению, скрыта даже от его семьи.
В октябре 2013 года Бэнкси провел месячную акцию в Нью-Йорке под названием «Лучше снаружи, чем внутри». В течение этого времени он каждый день представлял новую работу. На 13-й день художник переоделся типичным уличным торговцем и установил стенд в Центральном парке, где продавал оригинальные черно-белые картины за 60 долларов. Было продано всего восемь произведений искусства. На следующий день Бэнкси подтвердил подлинность этих восьми полотен на своем веб-сайте вместе с сообщением: «Вчера я установил в парке киоск, продающий 100% подлинные оригинальные подписанные полотна Бэнкси. По 60 долларов за штуку». Через год «Винни-Пух» (приложение 2), купленный во время пребывания Бэнкси в Нью-Йорке, был продан 2 июля 2014 года за 56 250 фунтов стерлингов на аукционе Bonhams в Лондоне.
Летом 2015 года Бэнкси открыл антиутопический тематический парк Dismaland на морском курорте Уэстон-сьюпер-Мэр. Подготовленный тайно, проект представил 10 новых работ Бэнкси, а также работы 58-ми других художников.
В 2017 году Бэнкси участвовал в проектировании отеля Walled Off в Вифлееме, напротив израильского барьера на Западном берегу. В девяти комнатах, спроектированных самим Бэнкси, гости могли буквально спать внутри произведения искусства. Первоначально задуманный как временная и провокационная художественная инсталляция, Walled Off Hotel быстро стал главной туристической достопримечательностью (приложение 3). Наряду с местом, где, по общему мнению, родился Иисус, которое является традиционным местом паломничества, противоречивая стена длиной 700 м стала удивительным туристическим объектом.
Отношения Бэнкси с туризмом сложны; хотя он часто путешествует, он также регулярно осуждает туризм из-за его негативных последствий. С целью раскритиковать массовый туризм, который подвергает опасности Венецию, на Биеннале в 2019 году Бэнкси представил серию из девяти картин «Венеция маслом», которые, если сложить их вместе, изображают большой круизный лайнер (приложение 4).
В октябре 2018 года другая картина анонимного уличного художника была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 1,04 миллиона фунтов стерлингов. Вскоре после удара молотка принт 2006 года «Девочка с воздушным шаром» начал проходить через шредер, установленный в раме. В результате половина картины была уничтожена. Это произведение было знаменитым принтом Бэнкси, известным как «Girl with Balloon» (приложение 5), созданным еще в 2006 году. Оно было признано самым любимым произведением искусства в Великобритании в 2017 году, и стало первым примером самоуничтожающейся картины. Бэнкси опубликовал видео в своем аккаунте в Instagram, чтобы подтвердить, что этот шаг был преднамеренным, и продемонстрировать, как он встроил устройство для измельчения в большую золотую раму. Затем работа получила новое название: «Любовь в мусорном ведре» (приложение 6).
В октябре 2019 года еще одна работа Бэнкси покорила страну. В разгар политических споров того времени Бэнкси выпустил картину «Переданный парламент» — картину, на которой изображена Палата общин, захваченная обезьянами (приложение 7). Она была продана на аукционе Sotheby’s за 9,9 миллиона фунтов стерлингов, что сделало ее самой дорогой картиной Бэнкси, проданной на сегодняшний день. В типичной манере Бэнкси он отреагировал на продажу в Instagram строкой Роберта Хьюза: «Цена произведения искусства теперь является частью его функции, его новая работа — сидеть на стене и дорожать».
Способность Бэнкси постоянно бить и бросать вызов своим собственным рекордам продолжала удивлять рынок искусства, когда в октябре 2020 года переосмысление Бэнкси знаменитых кувшинок Моне под названием «Покажи мне Моне» (приложение 8) было продано на аукционе за 7,5 миллиона фунтов стерлингов. Это произведение стало второй из самых дорогих его работ, проданных на аукционе. Произведение было частью серии ремиксов-шедевров и комментировало угрозу, которую расточительное потребление общества представляет для мира природы.
Художественные начинания Бэнкси продолжают путешествовать по всему миру. Произведения искусства появились в Австралии, Франции, Италии, Соединенных Штатах, Канаде, Ямайке и Израиле и мгновенно получили признание и защиту его почитателей.
Приложение 1
Рис. 1. “Love is in the Air” 2003
Приложение 2
Рис. 2. “Winnie The Pooh”. 2013
Приложение 3
Рис. 3. Стена в одной из 9 комнат в отеле Walled Off Hotel. 2017
Приложение 4
Рис. 4. “Venice in Oil”. 2019
Приложение 5
Рис. 5. “Girl with Balloon”. 2004
Приложение 6
Рис. 6. “Love is in the Bin”. 2018
Приложение 7
Рис. 7. “Devolved Parliament”. 2019
Приложение 8
Рис. 8. “Show Me The Monet”. 2020
Список литературы
Artland magazine. Banksy Street Art Tour [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magazine.artland.com/banksy-street-art-best-graffiti-essential-city-guide (дата обращения: 8.12.2022).
Art Market. How Banksy’s “Girl with Balloon” Became an Icon of 21st-Century Art [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-banksys-girl-balloon-icon-21st-century-art (датаобращения: 8.12.2022).
Street Art Bio. Banksy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.streetartbio.com/artists/banksy (дата обращения: 8.12.2022).
Britannica. Banksy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britannica.com/biography/Banksy (дата обращения: 8.12.2022).