ТВОРЧЕСТВО КРИСТИНЫ АЛИШАУСКАЙТЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТВОРЧЕСТВО КРИСТИНЫ АЛИШАУСКАЙТЕ

Стеценко А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматривается творчество молодойлитовской художницы Кристины Алишаускайте. Созданные ею образы не оставляют зрителей равнодушными. Они вызывают признание своей таинственностью, загадочностью, неоднозначностью.

Кристина Алишаускайте - художница молодого поколения. Ее работы хорошо известны любителям современного искусства и признаны критиками не только в Литве, но и за рубежом: Кристина – частый участник международных выставок, художественных ярмарок, лауреат и финалист международных художественных конкурсов. Но это только одна репрезентативная сторона портрета художника. А узнать об остальных не так-то просто. Кристина не слишком раскрывается, она как бы экономит слова и настойчиво говорит образами; она выражает то, что хочет сказать в своей работе.

Алишаускайте родилась 1984 года в Клайпеде, Литва. В 2009 году она заканчила магистратуру по живописи в Вильнюсской академии художеств. В 2013 году, после учебы, была удостоена приза зрительских симпатий «Молодой художник» конкурса стран Балтии, а с 2015 года она вступила и в настоящее время является почетным членом Союза художников Литвы. Активно участвует в групповых выставках, а также проводит персональные выставки в Литве и за рубежом.

Уже с 2007 года, когда она получила степень бакалавра и начала выставляться, Кристина запомнилась посетителям галереи своими почти монохромными полотнами. В течение более чем десяти лет ее работа формально изменилась довольно резко. Пустые широкие пространства с блуждающими в них маленькими фигурками безликих персонажей сменились крупными планами композиций. Однако в центре творчества остается человек, доминируют портретно-фигурные композиции. Человеческое присутствие ощущается даже тогда, когда оно прямо не изображено. Это заметно в деталях картин: в интерьере, городском пейзаже; это беззаботно накрытые столы, самокрутящиеся карусели, одинокие фонтаны и пустые бассейны (приложение 1). Каждая композиция похожа на случайный фрагмент истории, кадр из фильма, когда повествование на мгновение замирает, а затем продолжается после паузы. Абстрактное пространство картин и обобщенные объекты напоминают сны, образы, возникающие в подсознании, и неясные формы мест и людей, которые остаются в памяти.

Художница опирается на свой личный опыт как материал для анализа универсальных состояний. Хотя она не использует традиционные архетипические образы, но достигает аналогичного результата: она обращается к коллективному бессознательному. Обезличивая, нивелируя и фрагментируя персонажей, она очищает и превращает состояние, переживание, саму психологическую ситуацию в главного героя (приложение 2). Память также становится важной тематической осью - сила смутных воспоминаний, влияющих на настоящее и будущее.

Можно сказать, что ее творчество разделяется на две реальности и, слившись в непрерывный поток переживаний, эти реальности не всегда могут быть отделены друг от друга: они переплетаются и накладываются друг на друга, сменяют друг друга, как кадры на киноленте, их границы исчезают, выравниваются, элементы одного переходят в другое. Выбранные контрастные мотивы подчеркивают разницу между реальностью и вымыслом, между тьмой и светом, рациональностью и иррациональностью, принуждением и свободой, внешним и внутренним. Однако эта двойственность в творчестве художницы не конфликтна. Отношения между противоположными полюсами неустойчивы, подвижны, постоянно меняются естественным путем. Поэтому чрезвычайно важным становится мотив круга, олицетворяющий смысл изменения, вращения времени, цикличности (приложение 3). Этот многогранный и неустойчивый мир Алишаускайте изображает в нежных, нюансированных красках, часто на почти монохромных полотнах. Предметы становятся фрагментарными, как бы незавершенными, их формы размываются, как бы подтверждая, что реальность видимой реальности — всего лишь иллюзия. Таким образом, сюжеты картин Кристины разрозненные, фрагментарные, заключающие в себе все эти возможные реальности.

Если на ее картине изображен человек, то обычно это женщина (приложение 4). Хотя такие образы доминируют в творчестве художницы, они не являются «постоянным высказыванием». «Я часто рисую женщин, но не считаю женственность главной осью или источником своего творчества, по крайней мере, я специально не размышляю об этом», — говорит Кристина. «Этот аспект лично для меня не важен. Однако понятно, что при интерпретации моей работы также можно посмотреть на нее с феминистской точки зрения. Я открыта для разных способов прочтения своих работ».

Картины Алишаускайте часто отражают определенные схемы и традиции представления женщин, сложившиеся в искусстве и популярной визуальной культуре. Таким образом, существует связь с гендерной теорией. Однако художница заявляет, что не использует гендер в качестве политического заявления. Ее больше интересуют психологические, чем социальные аспекты идентичности.

Часто изображенные женщины приобретают черты самой художницы. Однако эти очевидные автопортреты мало что говорят нам об их создателе. Кристина не отрицает автопортретный характер своих работ, но подчеркивает дистанцию между изображением на картине и собственной личностью: «Для меня не важно, чтобы зритель знал, что это я. Просто я могу более убедительно передать настроение или состояние души. Я часто использую свое собственное изображение как наиболее легкодоступный материал для раскрытия определенных идей в работе. Часто главными героями моих картин становятся другие люди, которых я хорошо знаю и которые близки мне, но я изображаю их такими, какими я их вижу, а не такими, какими они себя представляют». Таким образом, художник полемизирует с традицией жанра портрета и автопортрета и отходит от необходимости передать индивидуальность натурщика. Ограничивая способность узнавать лица и избегая прямолинейности, художник часто прикрывает их вуалью (приложение 5), масками, иногда закрывая лицо полностью. Лицо на портретах часто заменяется руками (приложение 6), человеческая фигура представлена ​​ее заменителями (детали одежды, аксессуары, парики). Такие деиндивидуализированные, обезличенные портреты становятся изображениями никого и в то же время всех. Они раскрывают не конкретную личность, а общечеловеческое настроение, психологическое состояние, человеческие качества (приложение 7).

Художница говорит знаками, визуальными метафорами и символами, которые действуют как катализаторы эмоций. В ее композициях нет четкого и связного повествования, скорее, она дает импульсы, которые вызывают у зрителя переживания и пробуждают воспоминания. Несмотря на минималистичный, лаконичный характер, картины отличаются эмоциональной насыщенностью, психологической отдачей и побуждают к поиску в них себя (приложение 8).

Кристина Алишаускайте - финалист международных конкурсов и участница селективных выставок, таких как Charlottenborg Spring Exhibition 2019, Arte Laguna Prize, Saatchi Painted Faces, Incubarte. Она - первый и единственный литовский художник, включенный в книгу "100 художников завтрашнего дня" издательства Thames & Hudson, в которую вошли 100 самых перспективных художников мира, работающих в настоящее время.

Ее работы были представлены на выставке "Почему так трудно любить?" в музее МО, кураторами которой были Питер Гринуэй и Саския Боддеке. Они входят в коллекции Lewben Art Foundation, Akzo Nobel и коллекции королевской семьи Абу-Даби.

Художница участвовала в международных резиденциях, таких как Le Manoir-Centre d'art, Франция, Internationales Künstlerhause Villa Concordia, Бамберг, Германия, Warehouse 421, Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты, Moutheir-Haute-Pierre, Франция.

В настоящее время Кристина продолжает активную деятельность участвуя в выставках по всему миру.

Приложение 1

Рис. 1. «Среди звезд». 2017

Приложение 2

Рис. 2. «Когда ты выходишь из себя». 2017

Приложение 3

Рис. 3. «Потенциальные реалии». 2017

Приложение 4

Рис. 4. «Она хотела быть королевой». 2022

Приложение 5

Рис. 5. «У нее есть секрет». 2017

Приложение 6

Рис. 6. «Зеленый». 2021

Приложение 7

Рис. 7. «Не спрашивай». 2013

Приложение 8

Рис. 8. «Воображение». 2017

Список литературы

Wikipedia. Kristina Ališauskaitė [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nemunas.press/straipsniai/kristina-alisauskaite/ (дата обращения: 8.12.2022).

Nemunas. KRISTINA ALIŠAUSKAITĖ: TIKRIAU NEI TIKROVĖJE [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nemunas.press/straipsniai/kristina-alisauskaite/ (дата обращения: 8.12.2022).

7md. Kristinos Ališauskaitės paroda „Įmanomos tikrovės / Realities in the making” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.7md.lt/daile/2017-10-06/-Kristinos-Alisauskaites-paroda-Imanomos-tikroves---Realities-in-the-making(дата обращения: 8.12.2022).

Londoniete. Tarp geriausių pasaulio menininkų - ir lietuvė [Электронныйресурс]. – Режимдоступа:https://www.londoniete.com/zmones/tarp-geriausiu-pasaulio-menininku-ir-lietuve/2154 (датаобращения: 8.12.2022).

Kristinos Ališauskaitės (g. 1984) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ypp.lt/2012/files/28-CV.pdf (дата обращения: 8.12.2022).

Просмотров работы: 209