АДАПТАЦИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АДАПТАЦИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Чеснокова К.С. 1, Самосудова Т.А. 1, Румянцева О.А. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любой человек, приходящий в новую профессию после университета или курсов переподготовки испытывает определенные трудности в своих начинаниях. Невозможно сразу же стать асом своего дела, для этого потребуется время. Профессия учителя имеет множество особенностей, которые накладывают определенный отпечаток на профессиональную деятельность. Профессия, учителя физической культуры не исключение. Работа связана с постоянным психологическим и физиологическим напряжением: работа с большим количеством людей в постоянно меняющихся условиях, то на улице, то в зале, эхо от ударов мячей, маршировки, низкие температуры во время занятий легкой атлетикой и лыжами. Ко всему этому не так просто привыкнуть, как кажется.

Ответственное отношение к детям и своей работе является основой основ. Необходимо понимать психологию абсолютно каждого ребенка, помогать ему в достижении результатов обучения, выявлять его сильные и слабые стороны. Очень часто вовлекаясь в профессию с головой, учитель забывает о собственном эмоциональном состоянии, из-за чего проявляются заболевания различного характера или вовсе эмоциональное выгорание, которое служит причиной ухода из профессии.

Под термином молодого специалиста в педагогической среде имеется ввиду человек, недавно получивший образование в колледже или высшем учебном заведении и впервые поступивший на работу по полученной специальности.

Профессиональную адаптацию специалистов психологи определяют как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива.

Во время адаптации каждый работник проходит следующие стадии:

– стадия ознакомления (приобретение знаний о правилах поведения в коллективе, о рабочем месте в целом, своих обязанностях, графике, рабочей нагрузке);

– стадия приспособления (признание новой системы ценностей, переключение со старых установок);

– стадия ассимиляции (цели работы молодого специалиста начинают совпадать с целями всего рабочего коллектива, он целиком приспосабливается к новому рабочему месту.

В данном вопросе большую роль имеет администрация школы, которая, прилагая усилия, сможет осуществить процесс адаптации молодого специалиста гораздо быстрее и эффективнее. Ведь все мы знаем, что нередко случается такое, что молодой педагог остается один на один со своими проблемами (сложный класс, чересчур эмоциональные родители и тому подобное, нежелание признать, что что-то не получается) и тогда условия становятся невыносимыми.

Безусловно, ни из одного педагогического вуза или колледжа не выпускается стопроцентно сформированный, высококвалифицированный специалист. Именно в образовательном учреждении происходит процесс становления педагога как профессионала. Поэтому администрации учебного заведения в первую очередь стоит позаботиться о новом сотруднике, создать именно такие организационно-педагогические условия, в которых переход от теории к практике был бы успешным.

Эмоциональное благополучие педагога является залогом положительного эмоционального состояния детей. Под эмоциональным благополучием понимается положительное самоощущение, чувство безопасности, защищенности и уверенности в себе и в своих силах.

Учителя довольно редко находятся в ресурсном состоянии для того, чтобы поделиться им с детьми. Поэтому необходимо помнить несколько правил для предотвращения эмоционального выгорания.

Во-первых, нужно четко ограничивать рабочее и нерабочее время, чтобы знать после какого времени ты не будешь заниматься работой, а посвятишь это время себе или семье, каким-то своим делам. Иначе жизнь просто превращается в работу и ни к чему хорошему это не приводит. Очень полезным способом релаксации является прогулка, бассейн, массаж, сауны, чтение книг, рукоделие. Одним словом, переключение на иную от работы деятельность.

Определенные ритуалы помогают нам быстро переключаться с одного состояния в другое. Так, например, в пятницу вечером, когда ваша работа закончилась, почему бы не ввести себе ритуал общаться с друзьями или готовить вкусный и необычный ужин, принимать релаксирующую ванну с лавандой и свечами, это может быть какой угодно ритуал, важно лишь чтобы он происходил в одно и то же время, в один и тот же день. Тогда будет гораздо легче переключаться с одной деятельности на другую.

Стоит избегать и избавляться от общения с людьми, которые несут негатив и заражают нас этим состоянием, ни к чему хорошему такое взаимодействие привести не может. Однако не нужно путать понятия «жаловаться» и «делиться». Ведь каждый из нас, когда сталкивается с проблемами хочет посоветоваться и получить важный совет, но не стоит посвящать целый вечер обсуждению проблем, потому что по сути это тоже продолжение работы и погружение в нее. Позвольте себе пообсуждать это с близкими пол часа – час, а затем переключитесь на отдых и начните думать об этой проблеме, когда снова придете на работу.

Для учителей, находящихся постоянно в шуме и хаосе, очень важно хоть какое-то время прибывать в абсолютной тишине. Прекрасно использовать для этого можно перемены, ведь по правилам безопасности дети не могут находиться во время них в спортивном зале. После такого отдыха появится возможность гораздо лучше проводить уроки, нежели без него.

Внесение в урок новых, инновационных способов и методов положительно влияет, как на детей, так и на самого педагога, поскольку удивление – это одна из положительных эмоций, которую может использовать человек для введения себя в состояние счастья. Поэтому как можно чаще нужно удивлять себя, своих учеников, дарить им необычные уроки и тогда будет очень легко получать энергию от своей работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большаков А.С. Организация процесса профессиональной адаптации молодого специалиста в системе образования [Текст] / А.С.Большаков// Упр. образованием. - 2010. - № 1. - С. 58-60.

2. Дроздова Н.А. Школа молодого учителя [Текст]/ Н.А.Дроздова // - 2012. - № 6. - С. 55-57.

3. Зарина Г.Д. Адаптация молодого специалиста[Текст] / Г.Д.Зарина / - 2009. - № 2. - С. 45-46.

4. Ляпина, Л.В.Система профессионального роста педагога - наставлять и мотивировать [Текст] / Л.В.Ляпина // - 2012. - № 4. - С. 35-37.

5. Петренко Е.И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // [Текст] / Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 256-260.

Просмотров работы: 74