Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством настольных игр - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством настольных игр

Жиркова Ю.С. 1, Иванова М.К. 2
1СВФУ
2ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г.Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время с проблемой внимания в её практическом плане приходится сталкиваться любому педагогу, работающему в сфере дошкольного образования. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного ребёнка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании.

По мнению выдающихся психологов (Н.Ф. Добрынина, Л.С. Выготского, М.И. Лисина) в старшем дошкольном возрасте внимание не устойчиво и непроизвольно. Во многом оно связано с интересами ребенка 5-7 лет по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обозначено. «Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам…»

Поскольку игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Одним из средств развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста являются настольные игры. Воспитатели отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают материал, или усваивают её с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности внимания, прежде всего произвольного, ведущего в образовательной деятельности дошкольного образования.

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 12 «Кэрэчээн» с. Булгунняхтаах Хангаласского улуса. В качестве объекта экспериментального исследования выступили дошкольники старшей группы. В эксперименте принимали участие 10 человек в возрасте от 5,5 до 6,5 лет.

Для проведения диагностики были использована авторская методика О.В.Кмито, оценка переключаемости внимания с помощью методики «Проставь значки» модификация метода Пьерона-Рузера ,«Найди и вычеркни» модифицированная методика Бурдона «Корректурная проба», а также методика оценивания объёма внимания ребенка «запомни и расставь точки» модифицированная методика Керна Йерасека, наблюдение для составления психолого-педагогической характеристики группы.

«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

Методика №1. Авторская методика О.В. Кмито.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей преобладает низкий и средний уровни произвольного внимания в целом, особо низкие показатели были выявлены по параметру устойчивость. Исходя из этого, мы считаем, что дети данной возрастной группы нуждаются в специальных педагогических действиях по развитию произвольного внимания.

На основе исследований, проведенных в ходе диагностики, направленного на выявление уровня развития произвольного внимания, мы определили, что у многих детей старшего дошкольного возраста внимание развито недостаточно, т.е. рассеяно. Можно предположить, что при активном использовании настольных игр результаты детей станут лучше.

Методика №2 «Проставь значки» (модификация метода Пьерона-Рузера); (работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку, цель данной методики: оценка переключаемости внимания)

Результат: Результаты, полученные в ходе проведения методики № 2: уровни переключения и распределения внимания:

· 4 чел. (40 %) - высокий уровень;

· 3 чел. (30 %) - средний уровень;

· 3 чел. (30 %) - низкий уровень.

Таким образом, при исследовании результатов методики «Проставь значки», на переключение и распределение внимания, у детей наблюдались сложности. Дети старшего дошкольного возраста делали много ошибок. Также были трудности с тем, что каждой фигуре соответствовал определенный значок, дети их путали. Многие фигуры были просто пропущены. Но при прохождении данного теста наблюдается положительная динамика у 40 % детей, они имеют высокий уровень переключения и распределения внимания.

Методика № 3 «Найди и вычеркни» (модифицированная методика Бурдона «Корректурная проба»);( Идет таким образом ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке то место, где даются соответствующие команды)

Результат: Результаты, полученные в ходе проведения методики № 2: уровень продуктивности и устойчивости внимания:

 1 чел. (10 %) - очень высокий уровень;

 3 чел. (30 %) - высокий уровень;

 2 чел. (20 %) - средний уровень;

 3 чел. (30 %) - низкий уровень;

 1 чел. (10 %) - очень низкий уровень.

Таким образом, при исследовании результатов методики «Найди и вычеркни», на продуктивность и устойчивость внимания, у большинства детей выявлена низкая способность к продуктивности и устойчивости внимания.

4. Методика №4. «Запомни и расставь точки» (модифицированная методика Керна Йерасека); (С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ( см. приложение 2 ). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Результаты: Результаты, полученные в ходе проведения методики № 3: уровень объема внимания:

 4 чел. (40 %) - высокий уровень;

 3 чел. (30 %) - средний уровень;

 3 чел. (30 %) - низкий уровень.

Таким образом, при исследовании результатов методики «Запомни и расставь точки», на объем внимания, у детей наблюдались сложности. Задание выполнялось с большим трудом, дети не могли сконцентрироваться, отвлекались. Трое детей показали высокий уровень развития объема внимания. Остальные дети имеют средний и низкий уровни развития объема внимания.

5.Наблюдение как метод для составления психолого-педагогической характеристики группы.

Выводы по диагностике

В ходе диагностики методик, проведенных нами, мы узнали, что у детей старшего дошкольного возраста особенности развития произвольного внимания позволяют сделать вывод, что внимание детей старшего дошкольного возраста неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта, а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект. И в ходе наблюдения за группой, и взаимодействия детей мы узнали о том как они ведут с друг другом, со взрослыми, во время познавательной деятельности, игровой деятельности, трудовой деятельности и т.д

В ходе диагностики методик, проведенных нами мы узнали, что у детей старшего дошкольного возраста особенности развития произвольного внимания позволяет сделать вывод, что внимание детей старшего дошкольного возраста неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта, а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект. И в ходе наблюдения за группой, и взаимодействия детей мы узнали о том как они ведут с друг другом, со взрослыми, во время познавательной деятельности, игровой деятельности, трудовой деятельности и т.д

Теоретической основой исследования явились труды великих педагогов и психологов, таких как, Леонид Абрамович Венгер, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и др.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы развития /И.Л. Баскакова. - М. : Академия, 2014.- 148 с.

2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский.- СПб. : «Союз», 1999.- 259 с.

3. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова.-М. : Наука, 2006. 312 с.

4. Выготский, Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии./Л.С. Выготский.-СПб. : «Союз», 1997.- 264 с.

5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. II./А.Н. Леонтьев.- М. : Педагогика, 2013.- 278 с.

Просмотров работы: 31