Личность в аспекте коммуникации - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Личность в аспекте коммуникации

Соловей Е.А. 1
1Владимирский Государственный Университет им. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек, по своей природе находящийся в современном языковом пространстве, выступает в роли личности. Конкретно в данном случае — языковой личностью. Индивид главным образом определяется как “один из”, исключительный. Такая исключительность всегда подразумевает за собой не одну личность и не одно ее проявление. Так, каждый человек выделяет свою особенность по-разному.

С точки зрения социологии, такой феномен отметил Пьер Бурдье. Он считал, что человек способен спонтанно ориентироваться в социуме и реагировать на события в определенных условиях в зависимости от его индивидуальной социализации в ходе жизнедеятельности.

Ролевые проявления личности:

Физическое

Социальное

Эмоциональное

Интеллектуальное и другие.

То же самое касается и языка. Языковая личность, вступая в коммуникацию, способна раскрыть ту или иную свою особенность. Воздействуя на нее, можно повлиять на все остальные стороны личности.

Так, языковая личность изучается в коммуникативной лингвистике, лингвокультурологии, политической лингвистике и т. д. Во внимание берутся индивидуальные характеристики языка конкретной личности. Понятие языковой личности даже задает начало новой дис­циплине — «лингвистической персоналогии».

В. П Неорзнак, доктор филологических наук, выделил два особенных типа языковой личности: стандартный и нестандартный. С точки зрения этнокультурной лингвистики они, соответственно, выделяются как типы носителей базовой и маргинальной культур для соответствующего общества. Здесь действует оппозиция «свой — чужой».

Типы языковых личностей выделяются с позиций языка как типы речевой культуры и язы­ковой нормы. Так как коммуникация входит в основу человеческой жизнедеятельности, то стоит рассмотреть личность и с коммуникативной точки зрения.

В.И. Карасик определяет языковую личность как обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Языковая личность, рассмотренная в аспекте обще­ния, — это коммуникативная личность, которая проявляется в поведении. Поведение, как правило, закреплено языком, а в языке отражаются различные характеристики поведения: в словах, фразеологизмах, пословицах и поговорках, текстах (“лентяй”, “ни рыба ни мясо”, “дело мастера боится” и др.). Таким образом регулиру­ется поведение языковой личности, в том числе речевое. Мы передаем через язык знания о типич­ных установках, действиях, ожиданиях ответных ре­акций на наши поступки.

Здесь не будет лишним привести принцип кооперации Г. П. Грайса, который обусловливает основные правила речевой коммуникации. В него включены 4 категории:

Максима количества (полноты)

Информации;

Максима качества информации;

Максима отношения (релевантности);

Максима способа выражения (манеры).

Однако существуют манипуляции, намеренно или ненамеренно нарушающие его принцип.

Нормы поведения можно рассмотреть с точки зрения принадлежно­сти человека к определенной группе, например, этнической, если рассматривать языковой аспект. Понятие языковой личности тесно связано с понятием национального характера. Ю. Н. Караулов отметил: «Для языковой лично­сти нельзя провести прямой параллели с национальным характе­ром, но глубинная аналогия между ними существует». Так, анализ характера человека является основным способом знакомства с его личностью.

Выделяют характеристики основных типов коммуникантов:

1. Доминантный коммуникант — как правило, он стремится завладеть некой инициативой, не любит, когда его перебивают, резок. Интересный факт, что для «борьбы» с таким человеком бесполезно пользоваться его же уловками.

2. Мобильный коммуникант — легок в общении, быстр меняет темы, много и интересно говорит, не теряется в незнакомой ситуации.

3. Ригидный коммуникант — испытывает некоторые трудности во время “контратаки”, затем довольно четок и логичен.

4. Интровертный коммуникант — как правило, не выступает в качестве инициатора, передает ее собеседнику, пассивен, скован в неожи­данной ситуации общения.

Таким образом, язык не просто замкнутая система, а совокупность правил коммуникативного поведения человека в условиях определенной культуры и социума. Так, можно отметить, что основной целью коммуникации является сотрудничество посредством взаимодействия.

Если брать во внимание языковой аспект, то можно выделить исключитель­ную способность отдельного языка приспосабливаться к бесконечному разнообразию жизненных ситуаций, именно отсюда вытекает слож­ность в изучении языка.

В 2000 г. была создана Российская коммуникативная ассоциа­ция (РКА), целью которой стало развитие коммуникативных дис­циплин и образования; а самостоятельными направлениями в ней стали межкультурное и межнациональное общение. В наше время лингвопрагматика, коммуни­кативная лингвистика, а также пси­холингвистика активно работают над исследованием проблем коммуникации.

Просмотров работы: 42