Человек, по своей природе находящийся в современном языковом пространстве, выступает в роли личности. Конкретно в данном случае — языковой личностью. Индивид главным образом определяется как “один из”, исключительный. Такая исключительность всегда подразумевает за собой не одну личность и не одно ее проявление. Так, каждый человек выделяет свою особенность по-разному.
С точки зрения социологии, такой феномен отметил Пьер Бурдье. Он считал, что человек способен спонтанно ориентироваться в социуме и реагировать на события в определенных условиях в зависимости от его индивидуальной социализации в ходе жизнедеятельности.
Ролевые проявления личности:
Физическое
Социальное
Эмоциональное
Интеллектуальное и другие.
То же самое касается и языка. Языковая личность, вступая в коммуникацию, способна раскрыть ту или иную свою особенность. Воздействуя на нее, можно повлиять на все остальные стороны личности.
Так, языковая личность изучается в коммуникативной лингвистике, лингвокультурологии, политической лингвистике и т. д. Во внимание берутся индивидуальные характеристики языка конкретной личности. Понятие языковой личности даже задает начало новой дисциплине — «лингвистической персоналогии».
В. П Неорзнак, доктор филологических наук, выделил два особенных типа языковой личности: стандартный и нестандартный. С точки зрения этнокультурной лингвистики они, соответственно, выделяются как типы носителей базовой и маргинальной культур для соответствующего общества. Здесь действует оппозиция «свой — чужой».
Типы языковых личностей выделяются с позиций языка как типы речевой культуры и языковой нормы. Так как коммуникация входит в основу человеческой жизнедеятельности, то стоит рассмотреть личность и с коммуникативной точки зрения.
В.И. Карасик определяет языковую личность как обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Языковая личность, рассмотренная в аспекте общения, — это коммуникативная личность, которая проявляется в поведении. Поведение, как правило, закреплено языком, а в языке отражаются различные характеристики поведения: в словах, фразеологизмах, пословицах и поговорках, текстах (“лентяй”, “ни рыба ни мясо”, “дело мастера боится” и др.). Таким образом регулируется поведение языковой личности, в том числе речевое. Мы передаем через язык знания о типичных установках, действиях, ожиданиях ответных реакций на наши поступки.
Здесь не будет лишним привести принцип кооперации Г. П. Грайса, который обусловливает основные правила речевой коммуникации. В него включены 4 категории:
Максима количества (полноты)
Информации;
Максима качества информации;
Максима отношения (релевантности);
Максима способа выражения (манеры).
Однако существуют манипуляции, намеренно или ненамеренно нарушающие его принцип.
Нормы поведения можно рассмотреть с точки зрения принадлежности человека к определенной группе, например, этнической, если рассматривать языковой аспект. Понятие языковой личности тесно связано с понятием национального характера. Ю. Н. Караулов отметил: «Для языковой личности нельзя провести прямой параллели с национальным характером, но глубинная аналогия между ними существует». Так, анализ характера человека является основным способом знакомства с его личностью.
Выделяют характеристики основных типов коммуникантов:
1. Доминантный коммуникант — как правило, он стремится завладеть некой инициативой, не любит, когда его перебивают, резок. Интересный факт, что для «борьбы» с таким человеком бесполезно пользоваться его же уловками.
2. Мобильный коммуникант — легок в общении, быстр меняет темы, много и интересно говорит, не теряется в незнакомой ситуации.
3. Ригидный коммуникант — испытывает некоторые трудности во время “контратаки”, затем довольно четок и логичен.
4. Интровертный коммуникант — как правило, не выступает в качестве инициатора, передает ее собеседнику, пассивен, скован в неожиданной ситуации общения.
Таким образом, язык не просто замкнутая система, а совокупность правил коммуникативного поведения человека в условиях определенной культуры и социума. Так, можно отметить, что основной целью коммуникации является сотрудничество посредством взаимодействия.
Если брать во внимание языковой аспект, то можно выделить исключительную способность отдельного языка приспосабливаться к бесконечному разнообразию жизненных ситуаций, именно отсюда вытекает сложность в изучении языка.
В 2000 г. была создана Российская коммуникативная ассоциация (РКА), целью которой стало развитие коммуникативных дисциплин и образования; а самостоятельными направлениями в ней стали межкультурное и межнациональное общение. В наше время лингвопрагматика, коммуникативная лингвистика, а также психолингвистика активно работают над исследованием проблем коммуникации.