Экскурсия как форма коммуникации - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Экскурсия как форма коммуникации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных. Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии. В этом и заключается актуальность данной работы. В современных реалиях непременно важно понять как происходит коммуникация между экскурсоводом и людьми, ведь именно рассказчик своей подачей переносит слушателей в атмосферу, к примеру, какой-нибудь эпохи

Глава 1

Показ объекта экскурсии должен быть построен так, чтобы постепенно раскрывались его особенности. Порядок наблюдения, его последовательность могут носить индуктивный или дедуктивный характер. Эти методы познания имеют такое же значение для методики, как анализ и синтез. Однако есть существенное различие в их применении. Если анализ и синтез активно используются в той части экскурсии, которая получила условное название «показ», то индукция и дедукция находят место в рассказе. Индукция — способ рассуждения (логический метод), основанный на умозаключении от частных, единичных случаев, от разрозненных фактов к общему выводу и обобщениям. Дедукция — способ рассуждения, логическое умозаключение от более общего к менее общему, частному, от общих суждений, положений к отдельным фактам, выведению следствия из посылок. Оба эти способа рассуждения не существуют изолированно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Экскурсия представляет собой информационный процесс — передачу систематизированной информации аудитории. В этом процессе имеет место прямая и обратная связь: экскурсовод показывает и поясняет — прямая связь; экскурсанты воспринимают информацию и выражают свое отношение к ней (реакция) — обратная связь. Реакцию экскурсовода на реакцию экскурсантов можно рассматривать как коррекцию прямой связи, которая ведет к последующим изменениям содержания и формы рассказа, а также методики показа объектов. Важную роль в процессе познания играет память, важный канал восприятия. Память — одно из свойств нервной системы, которое находит выражение в способности запоминать информацию. Все то, что видел и слышал экскурсант, о чем он думал, что пережил, получая зрительную и слуховую информацию, откладывается в его памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание.

Виды памяти: произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная, кратковременная и долговременная. Особые виды памяти: двигательная (моторная), эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Концепция коммуникации

Слово общение происходит от лат. communico - обмен, общение, общение. Коммуникация - это механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включая все ментальные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (определение Кули).

Общение - сложное и многогранное явление, которое является необходимым условием и фундаментальной основой существования человеческого общества и природных сообществ.

Типы коммуникаций

Коммуникация - это сложный многоэлементный процесс, включающий множество различных типов. Принято выделять следующие виды:

Внешние и внутренние коммуникации

Горизонтально и вертикально

Межличностный, групповой и массовый

Вербальный и невербальный

Формальное и неформальное общение

Основная цель коммуникации - достижение точного понимания смысла сообщения принимающей стороной. Это означает, что уровень эффективности коммуникативного процесса определяется, прежде всего, достижением поставленной цели и успешностью преодоления препятствий, возникших в процессе ее достижения.

В данной главе была подробно разобрана сущность таких понятий как экскурсия и коммуникация.

Глава 2

В процессе экскурсии всегда осуществляется коммуникация как отправление информации от одного человека к группе людей. Об­мен информацией происходит между непосредственными участни­ками экскурсии по ходу показа, рассказа и движения. Руководящая роль в этом процессе принадлежит организаторам экскурсии — экскурсоводам, гидам, работникам музеев, туристических объек­тов, заповедников.

В экскурсии проявляются и общие законы коммуникации, всег­да наличествует источник информации (экскурсовод) и ее прием­ник (экскурсанты), обратная связь между ними (вопросы к экскур­соводу и вопросы, которые он задает, чтобы активизировать экс­курсантов). Обратная связь — это вопросы и отзывы экскурсантов, зафиксированные в книге отзывов. Если экскурсия учебная, то об­ратная связь осуществляется после ее проведения, при проверке усвоенных на ней знаний.

Чтобы коммуникация состоялась, и источник, и приемник должны иметь общую систему знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Поэтому экскурсовод обязан владеть языком, на котором говорят экскурсанты. Каждая страна предоставляет для иностранных экскурсантов специально подготовленных гидов-переводчиков. Если есть необходимость ис­пользовать на экскурсии специальную терминологию, экскурсовод обязан объяснять экскурсантам каждый малоизвестный термин, чтобы не возникало непонимания.

Коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов участников. Если один из них полностью знает то, что намерен сообщить ему другой, коммуникация быстро пре­кратится. Первая и главная функция экскурсии — информационно-познавательная. На экскурсию приходят с целью получить новые знания о природных и культурных объектах. Поэтому экскурсовод не должен сообщать всем известные факты, желательно ориенти­роваться на интеллектуальный уровень группы. К каждой группе требуется особый подход, корректировка текста экскурсии.

На экскурсии источник информации — экскурсовод. Целью ком­муникации может быть информирование, инструктирование или мотивирование аудитории. Разные формы экскурсии реализуют разные цели. Например, производственные экскурсии, как правило, проводятся для специалистов в данной области, их целью вполне мо­жет быть инструктирование, а рекламные — в целях привлечения клиентов и продажи продукции — мотивирование аудитории.

Рассказ экскурсовода (текст экскурсии) имеет много общего с лекцией: он содержит цель (передать знания), четкий план (всту­пление, основная часть, заключение), использование методических приемов и правил. Главное отличие экскурсии от учебного заня­тия — в большей наглядности, показе подлинных объектов на мест­ности, вторичность рассказа.

К коммуникационным характеристикам экскурсии относятся профессиональное мастерство экскурсовода, технические сред­ства, которыми он располагает, совокупность применяемых им ме­тодических приемов донесения информации до экскурсантов. Экс­курсовод должен обладать конструктивными, коммуникативными и организаторскими способностями, в совершенстве владеть куль­турой речи и общения.

Методические приемы подразделяются на приемы показа, рас­сказа, движения. Их применение и выбор зависят от того, в каких условиях проводится экскурсия (автобусная, в музее, на улице, с микрофоном или без него), с какой группой (дети, горожане, селя­не, молодежь, взрослые, др.). Иногда формы проведения приходит­ся менять по ходу, например, в том случае, если сломался автобус, перекрыта дорога, пошел дождь.

К средствам коммуникации относят используемые источником информации и ее получателем знаковые системы. На экскурсии в первую очередь используется устная речь, дополняемая интонаци­ей, жестами, действиями и позами.

Чаще всего речь экскурсовода монологична, однако ее следует разнообразить диалогами, дискуссиями, ответами на вопросы. Дис­куссионная ситуация создается вопросами к аудитории по поводу показываемых объектов. Выслушав ответы, экскурсовод дополняет их. Таким приемом он заставляет экскурсантов задуматься. В дру­гом случае экскурсовод высказывает заведомо спорную мысль, ко­торая вызывает дискуссию. Любые формы диалога способствуют активизации мыслительной деятельности экскурсантов.

Экскурсовод использует в рассказе разнообразные лексико- грамматические конструкции: обобщение, уточнение, характери­стику, описание, сравнение, утверждение, аргументацию, вывод.

Методический прием зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта. При этом могут сопоставляться два схожих между собой здания, соору­жения, монумента. Чтобы экскурсанты представили размер какого- либо здания, его сравнивают с расположенным рядом деревом или одноэтажным домом. Близка к приему сравнения зрительная ана­логия, когда наблюдаемый объект сопоставляется с теми объекта­ми, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод как бы «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.

Экскурсовод обязан обращать внимание на реакцию слушате­лей, выражаемую вербальными или невербальными средствами. Как распознать, слушают ли экскурсанты? Это проявляется в вы­ражении лиц, задаваемых вопросах, умозаключениях, которые де­лают экскурсанты. Отсутствие вопросов означает, что экскурсия не вызвала никакого отклика, если вопросов слишком много — экс­курсовод не смог раскрыть тему.

В зависимости от мотивов посещения экскурсии выделяют не­сколько типов экскурсантов (конструктивный, сверхактивный, со­глашательский, поверхностный, конфликтный). К конструктивно­му типу относятся люди, пришедшие на экскурсию с большим же­ланием, внимающие каждому слову экскурсовода. Это самая благо­дарная категория слушателей. Соглашательский и поверхностный типы экскурсантов можно отнести к той категории, которые могут слушать, но не слышать. Самая сложная аудитория — сверхактив­ные (своей инициативой могут нарушить ход экскурсии) и кон­фликтные экскурсанты (нарушают экскурсию полным отсутствием желания и слышать, и слушать).

Специалисты-коммуникатологи выделяют три вида слушания: выяснительное (с целью получения определенной информации), ознакомительное (выработка общего представления о предмете), деятельностное (подробное улавливание и запоминание информа­ции) . Для экскурсии более характерен второй вид слушания — озна­комительный. Инициатором общения должен выступать экскурсо­вод. Именно он программирует ход беседы и реакцию слушателей.

Еще один важный аспект невербальной коммуникации — контакт глаз, который является наиболее тонким показателем скла­дывающихся между людьми взаимоотношений. Прямой взгляд однозначно оценивается как интерес, уважение, готовность к контакту. Взгляд, направленный мимо, поверх головы, «сквозь» партнера — неуверенность, неуважение, нежелание идти на кон­такт. Наличие зрительного контакта весьма желательно, хотя иногда и невозможно (например, на автобусной экскурсии, когда экскурсовод сидит на переднем сидении и смотрит вперед). Поэ­тому во время автобусной экскурсии следует планировать выхо­ды из автобуса, а во время остановок без выхода из автобуса экс­курсовод должен вставать со своего места и вести рассказ, стоя лицом к аудитории.

Главный инструмент экскурсовода — его голос, усиленный с по­мощью микрофона. Сегодня микрофоны используются преимуще­ственно на автобусных экскурсиях. Показ объектов во время вы­хода из автобуса более эффективен, но для экскурсовода он ослож­нен отсутствием микрофона. Так же обстоит дело на пешеходных экскурсиях, когда слышимость зависит от громкости голоса экскур­совода и уровня шума на улице. Поэтому желательно использовать технические средства для усиления громкости голоса не только в автобусе, но и во время выходов из него, а также на пешеходных маршрутах.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что очень важно понимать как важен профессионализм экскурсовода. Его речь должна быть безупречной, ведь именно его рассказ должен донести до людей информацию, содержащуюся в музее. В современном мире посетителей музея очень сложно удивить чем-то, поэтому экскурсовод должен не просто владеть знаниями, но и уметь правильно и интересно ее преподнести.

Список используемой литературы

https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-kommunikativnogo-podhoda-v-shkolnom-muzee

Ганатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Ганатюк. - М.: Кнорус, 2013

Стеблина С.А. Язык и межкультурная коммуникация / С.А. Стеблин. - М.: Слово, 2002

Просмотров работы: 221