Введение
Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных. Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии. В этом и заключается актуальность данной работы. В современных реалиях непременно важно понять как происходит коммуникация между экскурсоводом и людьми, ведь именно рассказчик своей подачей переносит слушателей в атмосферу, к примеру, какой-нибудь эпохи
Глава 1
Показ объекта экскурсии должен быть построен так, чтобы постепенно раскрывались его особенности. Порядок наблюдения, его последовательность могут носить индуктивный или дедуктивный характер. Эти методы познания имеют такое же значение для методики, как анализ и синтез. Однако есть существенное различие в их применении. Если анализ и синтез активно используются в той части экскурсии, которая получила условное название «показ», то индукция и дедукция находят место в рассказе. Индукция — способ рассуждения (логический метод), основанный на умозаключении от частных, единичных случаев, от разрозненных фактов к общему выводу и обобщениям. Дедукция — способ рассуждения, логическое умозаключение от более общего к менее общему, частному, от общих суждений, положений к отдельным фактам, выведению следствия из посылок. Оба эти способа рассуждения не существуют изолированно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Экскурсия представляет собой информационный процесс — передачу систематизированной информации аудитории. В этом процессе имеет место прямая и обратная связь: экскурсовод показывает и поясняет — прямая связь; экскурсанты воспринимают информацию и выражают свое отношение к ней (реакция) — обратная связь. Реакцию экскурсовода на реакцию экскурсантов можно рассматривать как коррекцию прямой связи, которая ведет к последующим изменениям содержания и формы рассказа, а также методики показа объектов. Важную роль в процессе познания играет память, важный канал восприятия. Память — одно из свойств нервной системы, которое находит выражение в способности запоминать информацию. Все то, что видел и слышал экскурсант, о чем он думал, что пережил, получая зрительную и слуховую информацию, откладывается в его памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание.
Виды памяти: произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная, кратковременная и долговременная. Особые виды памяти: двигательная (моторная), эмоциональная, образная и словесно-логическая.
Концепция коммуникации
Слово общение происходит от лат. communico - обмен, общение, общение. Коммуникация - это механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включая все ментальные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (определение Кули).
Общение - сложное и многогранное явление, которое является необходимым условием и фундаментальной основой существования человеческого общества и природных сообществ.
Типы коммуникаций
Коммуникация - это сложный многоэлементный процесс, включающий множество различных типов. Принято выделять следующие виды:
Внешние и внутренние коммуникации
Горизонтально и вертикально
Межличностный, групповой и массовый
Вербальный и невербальный
Формальное и неформальное общение
Основная цель коммуникации - достижение точного понимания смысла сообщения принимающей стороной. Это означает, что уровень эффективности коммуникативного процесса определяется, прежде всего, достижением поставленной цели и успешностью преодоления препятствий, возникших в процессе ее достижения.
В данной главе была подробно разобрана сущность таких понятий как экскурсия и коммуникация.
Глава 2
В процессе экскурсии всегда осуществляется коммуникация как отправление информации от одного человека к группе людей. Обмен информацией происходит между непосредственными участниками экскурсии по ходу показа, рассказа и движения. Руководящая роль в этом процессе принадлежит организаторам экскурсии — экскурсоводам, гидам, работникам музеев, туристических объектов, заповедников.
В экскурсии проявляются и общие законы коммуникации, всегда наличествует источник информации (экскурсовод) и ее приемник (экскурсанты), обратная связь между ними (вопросы к экскурсоводу и вопросы, которые он задает, чтобы активизировать экскурсантов). Обратная связь — это вопросы и отзывы экскурсантов, зафиксированные в книге отзывов. Если экскурсия учебная, то обратная связь осуществляется после ее проведения, при проверке усвоенных на ней знаний.
Чтобы коммуникация состоялась, и источник, и приемник должны иметь общую систему знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Поэтому экскурсовод обязан владеть языком, на котором говорят экскурсанты. Каждая страна предоставляет для иностранных экскурсантов специально подготовленных гидов-переводчиков. Если есть необходимость использовать на экскурсии специальную терминологию, экскурсовод обязан объяснять экскурсантам каждый малоизвестный термин, чтобы не возникало непонимания.
Коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов участников. Если один из них полностью знает то, что намерен сообщить ему другой, коммуникация быстро прекратится. Первая и главная функция экскурсии — информационно-познавательная. На экскурсию приходят с целью получить новые знания о природных и культурных объектах. Поэтому экскурсовод не должен сообщать всем известные факты, желательно ориентироваться на интеллектуальный уровень группы. К каждой группе требуется особый подход, корректировка текста экскурсии.
На экскурсии источник информации — экскурсовод. Целью коммуникации может быть информирование, инструктирование или мотивирование аудитории. Разные формы экскурсии реализуют разные цели. Например, производственные экскурсии, как правило, проводятся для специалистов в данной области, их целью вполне может быть инструктирование, а рекламные — в целях привлечения клиентов и продажи продукции — мотивирование аудитории.
Рассказ экскурсовода (текст экскурсии) имеет много общего с лекцией: он содержит цель (передать знания), четкий план (вступление, основная часть, заключение), использование методических приемов и правил. Главное отличие экскурсии от учебного занятия — в большей наглядности, показе подлинных объектов на местности, вторичность рассказа.
К коммуникационным характеристикам экскурсии относятся профессиональное мастерство экскурсовода, технические средства, которыми он располагает, совокупность применяемых им методических приемов донесения информации до экскурсантов. Экскурсовод должен обладать конструктивными, коммуникативными и организаторскими способностями, в совершенстве владеть культурой речи и общения.
Методические приемы подразделяются на приемы показа, рассказа, движения. Их применение и выбор зависят от того, в каких условиях проводится экскурсия (автобусная, в музее, на улице, с микрофоном или без него), с какой группой (дети, горожане, селяне, молодежь, взрослые, др.). Иногда формы проведения приходится менять по ходу, например, в том случае, если сломался автобус, перекрыта дорога, пошел дождь.
К средствам коммуникации относят используемые источником информации и ее получателем знаковые системы. На экскурсии в первую очередь используется устная речь, дополняемая интонацией, жестами, действиями и позами.
Чаще всего речь экскурсовода монологична, однако ее следует разнообразить диалогами, дискуссиями, ответами на вопросы. Дискуссионная ситуация создается вопросами к аудитории по поводу показываемых объектов. Выслушав ответы, экскурсовод дополняет их. Таким приемом он заставляет экскурсантов задуматься. В другом случае экскурсовод высказывает заведомо спорную мысль, которая вызывает дискуссию. Любые формы диалога способствуют активизации мыслительной деятельности экскурсантов.
Экскурсовод использует в рассказе разнообразные лексико- грамматические конструкции: обобщение, уточнение, характеристику, описание, сравнение, утверждение, аргументацию, вывод.
Методический прием зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта. При этом могут сопоставляться два схожих между собой здания, сооружения, монумента. Чтобы экскурсанты представили размер какого- либо здания, его сравнивают с расположенным рядом деревом или одноэтажным домом. Близка к приему сравнения зрительная аналогия, когда наблюдаемый объект сопоставляется с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод как бы «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.
Экскурсовод обязан обращать внимание на реакцию слушателей, выражаемую вербальными или невербальными средствами. Как распознать, слушают ли экскурсанты? Это проявляется в выражении лиц, задаваемых вопросах, умозаключениях, которые делают экскурсанты. Отсутствие вопросов означает, что экскурсия не вызвала никакого отклика, если вопросов слишком много — экскурсовод не смог раскрыть тему.
В зависимости от мотивов посещения экскурсии выделяют несколько типов экскурсантов (конструктивный, сверхактивный, соглашательский, поверхностный, конфликтный). К конструктивному типу относятся люди, пришедшие на экскурсию с большим желанием, внимающие каждому слову экскурсовода. Это самая благодарная категория слушателей. Соглашательский и поверхностный типы экскурсантов можно отнести к той категории, которые могут слушать, но не слышать. Самая сложная аудитория — сверхактивные (своей инициативой могут нарушить ход экскурсии) и конфликтные экскурсанты (нарушают экскурсию полным отсутствием желания и слышать, и слушать).
Специалисты-коммуникатологи выделяют три вида слушания: выяснительное (с целью получения определенной информации), ознакомительное (выработка общего представления о предмете), деятельностное (подробное улавливание и запоминание информации) . Для экскурсии более характерен второй вид слушания — ознакомительный. Инициатором общения должен выступать экскурсовод. Именно он программирует ход беседы и реакцию слушателей.
Еще один важный аспект невербальной коммуникации — контакт глаз, который является наиболее тонким показателем складывающихся между людьми взаимоотношений. Прямой взгляд однозначно оценивается как интерес, уважение, готовность к контакту. Взгляд, направленный мимо, поверх головы, «сквозь» партнера — неуверенность, неуважение, нежелание идти на контакт. Наличие зрительного контакта весьма желательно, хотя иногда и невозможно (например, на автобусной экскурсии, когда экскурсовод сидит на переднем сидении и смотрит вперед). Поэтому во время автобусной экскурсии следует планировать выходы из автобуса, а во время остановок без выхода из автобуса экскурсовод должен вставать со своего места и вести рассказ, стоя лицом к аудитории.
Главный инструмент экскурсовода — его голос, усиленный с помощью микрофона. Сегодня микрофоны используются преимущественно на автобусных экскурсиях. Показ объектов во время выхода из автобуса более эффективен, но для экскурсовода он осложнен отсутствием микрофона. Так же обстоит дело на пешеходных экскурсиях, когда слышимость зависит от громкости голоса экскурсовода и уровня шума на улице. Поэтому желательно использовать технические средства для усиления громкости голоса не только в автобусе, но и во время выходов из него, а также на пешеходных маршрутах.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что очень важно понимать как важен профессионализм экскурсовода. Его речь должна быть безупречной, ведь именно его рассказ должен донести до людей информацию, содержащуюся в музее. В современном мире посетителей музея очень сложно удивить чем-то, поэтому экскурсовод должен не просто владеть знаниями, но и уметь правильно и интересно ее преподнести.
Список используемой литературы
https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-kommunikativnogo-podhoda-v-shkolnom-muzee
Ганатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Ганатюк. - М.: Кнорус, 2013
Стеблина С.А. Язык и межкультурная коммуникация / С.А. Стеблин. - М.: Слово, 2002