ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ

Зотова О.А. 1, Старшенкова М.А. 1, Бугров В.М. 2, Бугрова Д.В. 1
1ФГБОУ ВО УЛГТУ СП ИАТУ, Самолетостроительный факультет
2ФГБОУ ВО УЛГТУ СП ИАТУ, Самолетостроительный факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Английское слово «cluster» переводится на русский язык как «скопление» «рой» «объединение» однородных элементов, которое является самостоятельной единицей и обладает определенными свойствами [5].

Впервые этот термин был введен в экономической науке, а именно теории конкуренции. В экономическом словаре можно найти следующую трактовку термина «кластер»: кластер – это сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков, поставщиков продукции; научно-исследовательских вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества компаний и кластера в целом) [4].

О. В. Витченко и Е. А. Козырева выделяют следующие виды кластеров:

научно-инновационные (академические центры, научно-исследовательские учреждения и лаборатории, опытно-конструкторские центры, консалтинговые организации);

– кластеры профессионального развития и воспитания (культурно-досуговая и социально-воспитательная среда);

образовательные кластеры (инфраструктура реализации основных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации);

кластеры интеллектуального капитала (бизнес-инкубаторы, технопарки, стартапы, бизнес-мастерские);

финансовые кластеры (инвестиции, распределение финансовых и материальных ресурсов);

кадровые кластеры (внутренние ресурсы – административные и научно-педагогические кадры, внешние ресурсы – представители социально-экономической сферы – работодатели и заказчики образовательных услуг);

информационно-технологические кластеры (электронная информационно-образовательная среда и информационно-коммуникационная инфраструктура Института).

кластеры социального партнерства (учебно-научно-производственные хозрасчетные подразделения Института, определяющие взаимосвязь с социальными партнерами);

организационно-методические кластеры имеют многоуровневый характер.

В сфере образования данное понятие появилось сравнительно недавно и рассматривается как система образовательных, производственных, научных органов с формами образовательной деятельности.

С точки зрения П.Г. Кравцова и В.Н. Михелькевича, образовательный кластер предоставляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования различного уровня, объединенных по отраслевому признаку друг с другом и связанных партнерскими отношениями с предприятием отрасли. Важнейшим отличием кластера от других форм социально-экономических объединений является то, что субъекты кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать не только не только с хозяйствующими субъектами, образующими кластер, но и с другими объектами за его пределами [2].

Принято считать, что образовательные кластеры имеют свою структуру, центральное место в которой, занимает, как правило, университет или крупный промышленный объект.

Итак, образовательные позволяют обеспечить подготовку требуемых для региональной экономики специалистов, обеспечивая тем самым, успешное трудоустройство по выбранной специальности.

Литература:

1. Витченко О.В., Козырева Е.А. Кластерная модель современного регионального университетского комплекса в условиях диверсификации [Электронный ресурс] –Режим доступа ‒ https://science-education.ru/ru/article/view?id=26689

2. Кравцов П.Г., Михелькевич В.Н. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера [Электронный ресурс] –Режим доступа ‒ https://docviewer.yandex.ru/view/23504567/?

3. Соколова Е.И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики [Электронный ресурс] – Режим доступа ‒ https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2371

4.Кластер (экономика) [Электронный ресурс] –Режим доступа- https://ru.wikipedia.org/wiki/Кластер_(экономика)

5. Кластер [Электронный ресурс] –Режим доступа –https://ru.wiktionary.org/wiki/кластер

6. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс] – Режим доступа –https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/cluster

Просмотров работы: 61